1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
  • Баннер

Воспоминания о Великой Отечественной войне.

 

                                                                                                                    Партизанка

21 ноября (Михайлов день)   в нашей деревне престольный праздник. Так уж получилось, что именно в этот день в 1941 году немцы вошли в Нижне-Гольское. Дня за два до этого прошёл слух, что фашисты уже под Хомутово и вот-вот будут у нас. Странная тишина стояла в деревне. Обычно здесь целый день слышались звонкие детские голоса, женщины хлопотали по дому, то и дело выходя на улицу, мужики ехали на лошадях за дровами, соломой или носили воду. Но теперь деревня словно вымерла.   Все были дома, ребятишек посадили на печку, а взрослые примостились в углу под иконами.

 

И вот тишина взорвалась грохотом: по нашей узкой улице ехали немецкие мотоциклисты, а за ними шли танки. Грохот техники перекрывала незнакомая лающая речь. Проехав вдоль деревни, мотоциклисты начали расходиться по домам. К вечеру уже везде были немецкие солдаты. Рядом с домом моего деда вместе с племянницей жила его родная сестра Варюха (так её все называли). Варюха с трудом передвигалась, так как была инвалидом от рождения.  Дом, доставшийся ей от родителей, был просторным и светлым. В крестьянских семьях в то время детей было много, а домишки у всех маленькие. Наверное, поэтому и выбрали немцы для своего генерала дом Варюхи. Согнали из других домов женщин и заставили вымыть полы (все в деревне их специально не мыли: надеялись, что в грязные дома немцы не пойдут). Затем в дом провели телефон, внесли ковёр, бельё, посуду. Варюху и племянницу удалили в маленькую переднюю комнату помогать повару, а горницу приготовили для генерала. Оставался один штрих. В крестьянских избах печка отделяла переднюю от горницы, но с лежанки было видно всё пространство большой комнаты. Немцы принесли из школы доску, на которой совсем недавно ученики писали свои первые буквы и цифры, и загородили ей лежанку. К моменту приезда генерала Варюху и племянницу отправили на печку. В передней на лавке разместился денщик. Повар уже приготовил ужин.  И вот Варюха услышала, как хлопнула дверь, и в доме появился генерал.

Варюха и племянница сидели тихо как мышки. Время тянулось медленно. Наконец голоса затихли. Через маленькую щёлку доски на печку пробивалась слабая полоска света. Варюха от страха и волнения никак не могла заснуть. Но со временем страх стало побеждать любопытство. Она ни разу в жизни не выезжала за пределы деревни, а тут чужой генерал-супостат, прошедший пол России. Какой он? Народ говорил о страшных зверствах фашистов, называл их нелюдями. И Варюха, превозмогая страх, решилась одним глазком в щёлку посмотреть на этого нелюдя. Но ничего не увидела, надо было подняться повыше и поплотнее приложиться лицом к доске. И только она примостилась на больной ноге поудобнее, только хотела прижаться к доске, как ненароком, не рассчитав, толкнула её головой...Раздался страшный грохот. Варюха закрыла глаза, племянница сжалась в комок. И тут раздались дикие вопли: "Патизаны! Патизаны!" Ничего не понимая, Варюха открыла глаза: по горнице в одном исподнем с пистолетом в руках бегал генерал и кричал. В одно мгновение дом наполнили охранявшие его солдаты. На Варюхино счастье, никто из них не мог и подумать, что жалкая русская старуха сбила доску. Посчитали, видимо, что солдаты её непрочно укрепили. Через полчаса порядок был наведён, в доме опять воцарилась тишина. Казалось бы, что в этом необычного для военного времени? Но дед и бабушка рассказывали, что над случаем этим долго смеялись в деревне. Страшные немцы, оказывается, сами боятся не меньше нас. И уже не казались они такими грозными, и уже верилось в победу. И были силы, чтобы пережить эту напасть. А Варюху после этого случая ещё долго в шутку звали "партизанкой".

Краснова (Косинова) Таисия.

 

                      

 

Joomla