1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
  • Баннер

Авиация и город Ефремов.

 

История города Ефремова связана с историей авиации. В городе родился известный конструктор Мясищев В. М., проходили службу в 1918 году при формировании 3-го авиационного дивизиона Красовский А. С., Жаров Ф. И., в последствии ставшие известными военачальниками. Командовал дивизионом Воротников А. С., ставший одним из первых начальником Главного управления РККВВФ. В годы Великой Отечественной войны в окрестностях города базировалась истребительная авиация. В послевоенное время жизнь ефремовцев была связана с построенным военным аэродромом.

Аэродром в окрестностях Ефремова был построен в начале 50-х годов. Здесь базировался 191-й истребительный авиационный полк (ИАП) Московского округа ПВО. После расформирования 191-го ИАП на аэродроме был расквартирован 239-й отдельный гвардейский вертолётный Белгородский Краснознамённый полк, выведенный из Германской Демократической Республики. Основными единицами вооружения полка были вертолёты Ми-6 и Ми-8МТ. 4 марта 1998 года вертолётный полк был также расформирован. В настоящее время аэродром не функционирует.

Период нахождения в г. Ефремов 3-го авиадивизиона, в который входил и 25-й корпусной авиаотряд, мало изучен. По выявленным документам восстановим этот пробел в истории города Ефремова.

 

Авиационные подразделения России участвовали в Первой Мировой войне и находились на различных фронтах. Так 25-й корпусной отряд, дислоцировавший в Одессе, выступил на фронт 24 июля 1914 года в составе 6-й авиационной роты 5-й армии. В состав отряда входили 5 летчиков офицеров. Подразделение было укомплектовано четырьмя самолетами «Ньюпор-IV». Отряд находился в стадии формирования. Командиром был штабс-капитан Самойло Павел Александрович. Бичом русской авиации в первые месяцы войны стал обстрел аппаратов своими войсками, что стало причиной гибели нескольких авиаторов. Например, 13 августа 1914 года при перелете линии фронта был убит своими войсками военный летчик 25-го КАО поручик Гудим. 29 марта 1916 года штабс-капитан Самойло убыл в г. Одесса. Должность командира 25-го корпусного авиаотряда принял военный летчик поручик Бочаров Николай Петрович. После революционных событий личный состав, принявший сторону большевиков, вместе с матчастью выводился с фронта.

С принятием декрета Совета Народных Комиссаров (СНК) об организации РККА 15(28) января 1918 года началось создание добровольческих авиаотрядов, которые совместно с красногвардейцами, революционными солдатами и матросами участвовали в борьбе за установление Советской власти в стране. С переходом летом 1918 года к строительству регулярной Красной Армии в РККВФ началось упорядочение формирования и боевого использования частей, ликвидация различия в их структуре, выработка единых штатов.

В качестве основной организационной единиц в РККВФ были приняты авиационный отряд в 6 самолетов и одностанционный воздухоплавательный отряд. 3-4 авиаотряда объединялись в авиационные дивизионы. В целях массирования авиации на решающих направлениях боевых действий создавались временный соединения – авиационные группы. На вооружении состояли самолеты, в основном, иностранного происхождения – "Вуаузен", "Фарман", "Моран-парасоль", "Д-Хавеланд" и другие. Отечественную промышленность представляли: "Лебедь12", "Ньюпор".

Проводились организационные мероприятия и в 3-м авиационном дивизионе. Для окончательного формирования личный состав и матчасть были направлены в г. Ефремов Тульской губернии. Данный эпизод описывает в своей книге маршал авиации Герой Советского Союза Степан Акимович Красовский. На момент направления 25-го авиаотряда в г. Ефремов, он служил в отряде начальником радиостанции. С. А. Красовский описывает, что по прибытии в город, поезд был встречен красноармейским патрулем. Это было связано с тем, что в городе пустили провокационные слухи о контрреволюционных настроениях авиаторов. Руководством отряда были выяснены возникшие недоразумения, и после этого самолеты и имущество были разгружены с эшелона.

В город Ефремов прибыла и 1-я авиабаза 3-го дивизиона. Председателем солдатского комитета базы был Федор Иванович Жаров. Впоследствии Федор Иванович занимал крупные руководящие посты в Военно-Воздушных Силах страны.

Прибывший личный состав был поселен на частных квартирах. Это ухудшило дисциплину в дивизионе. Из-за недисциплинированности погиб летчик – прапорщик Чарухин, который был захоронен на кладбище в г. Ефремов. После этого случая личный состав был переведен на аэродром, в бараки.

Командиром 3-го дивизиона был Александр Степанович Воротников, избранный на эту должность 8 марта 1918 года. Воротников полковник царской армии, с 26 января 1912 года связавший свою жизнь с авиацией. 30 мая 1918 года Александр Степанович назначается на должность начальника авиации отрядов Завесы западной полосы. С 1 августа 1918 года его назначают начальником Главного управления РККВВФ. В данной должности он прослужил до 13 июня 1919 года.

Первое упоминание о нахождении авиаторов в городе Ефремов встречаем в документе датируемым 20 марта 1918 года. В отношении № 303 Ефремовский уездный комиссар обращается в Ефремовский продовольственный комитет об отпуске командиру 3-го авиационного отряда (прим. в источнике указано отряду, а не дивизиона) 50 пудов керосина за наличный расчет. Керосину было отпущено 25 пудов по цене 7 рублей за пуд. Формирование авиационного подразделения продлилось до середины июля 1918 года. Это видно из документов переписки этих подразделений с военным комиссаром г. Ефремова и районным продовольственным комитетом. Так 20 июня 1918 года за № 847 с письмом обращается в военный комиссариат командир 3-го авиационного дивизиона о выдаче продовольствия. В письме он указывает: «Прошу распоряжения об отпуске вверенному мне дивизиону за наличный расчет по реквизитам ценам на 12 дней по числу 45 человек 20 пудов 10 фунтов ржаной муки, 3 пудов15 фунтов гречневой или пшенной крупы, 1 пуд 32 фунтов сахара или сахарного песку, 3 фунт. 90 зол. чаю и 1 пуда 21 ф. муку». Данное письмо подписывают военный летчик: Мартиров, делопроизводитель по хоз. части: Бураков, председатель полкового совета: Дубицкий, представитель авиачастей при Ефремовском Совдепе: Глебовский. Данное письмо согласует военный комиссариат. Авиаторам выдается только сахар и гречневая крупа. Из этого документа видно, что ко-мандиром 3-го авиационного дивизиона назначен военный летчик Мартиров, а Воротников переведен на вышестоящую должность.

Исходя из следующего документа усматривается, что в 3-й авиационный дивизион входил 7 Сибирский корпусной авиационный отряд. 30 июня 1918 года временный командующий этого отряда военный летчик Боршинин обращался в Ефремовский районный продовольственный комитет о выделении продуктов на личный состав отряда. В своем письме он указывал, что продукты необходимо выделить на 55 человек личного состава на время с 1 по 15 июля. На этот же период просил выделить и овес на 6 лошадей. Крупа, сахар, овес для нужд отряда были выданы.

Сохранился список военнослужащих 3-го авиационного дивизиона, но без указания даты составления. Датировать его можно концом июня 1918 года.

1. Командир дивизиона, военный летчик Мартиров (прим. фамилия напечатана по фамилии Воротников).

2. Военный радиомеханик Панюков.

3. Адъютант дивизиона Булатов.

4. Делопроизводитель Цецеро.

5. Казначей дивизиона Бураков.

6. Завед. фотограф. Кукушкин.

7. Старший механик Тимофеев.

8. Аэролог Людовиг.

9. Шоффер-механик Олиферук.

10. Моторист 1 раз. Ленкин.

11. Шоффер Старунов.

12. Шоффер Логвинов.

13. Помошник шоффера Тарасов.

14. Моторист Мельников.

15. Моторист 2 разр. Плетнев.

16. Фотограф Добровольский.

17. Помощник шоффера Ванюшкин.

18. Пулеметчик Дайновский.

19. Каптенармус Майоров.

20. Писарь Ужан.

21. Смирнов.

22. Нашатырев.

23. Азаревич.

24. Шаталов.

25. Обозный Зуев.

26. Афонин.

27. Рабочий Дубоневич.

28. Телефонист Сапронов.

29. Щербинин.

Военнопленные:

30. Вестовой Ярош.

31. Кувальский.

32. Рабочий Мальцев.

33. Фишер.

34. Мендзюк.

35. Веспьянский.

36. Карц.

37. Плиска.

38. Бауэр.

39. Обозный Середа.

40. Брюэр.

41. Рабочий Ставровский.

42. Обозный Стантуца.

43. Моторист Дубицкий.

44. Перепелов.

45. Машинист Медведев.

Вышеуказанный список подписан командиром 3-го авиационного дивизиона Мартировым, председателем полкового Совета (прим. подпись неразборчива) и адъютантом Булатовым.

В составе 3-го авиадивизиона находилась и подвижная мастерская склад. Мастерская предназначалась для ремонта авиационной техники в полевых условиях, выполняла ремонт самолетов на местах базирования. На 28 июня 1918 года численность личного состава мастерской составляла 80 чело-век:

1. Командного состава – 7

2. Мастеровых – 54

3. Писарей – 4

4. Чернорабочих – 14

5. Фельдшеров – 1.

Продукты команда мастерской также получала за наличный расчет через Ефремовский продовольственный комитет. Однако продукция для личного состава и фураж для лошадей 3-го авиадивизиона выдавались в недостаточном количестве. Личный состав находился на неполном пайке. По данному вопросу усиленную переписку с Ефремовским продовольственным комитетом вел командир 3-го дивизиона военный летчик Мартиров. Это дало небольшие результаты. Был получен фураж для лошадей, картофель для личного состава.

Время было трудное, страна переживала тяжелый момент. Но между авиаторами и населением города был налажен тесный контакт. Местная партийная организация большевиков также оказывала содействие партийной организации дивизиона. Штат дивизиона доукомплектовывался, повышалась боеспособность подразделения. Уже в начале июля 1918 года авиаторы начали подготовку для отправки на фронт. 12 июля 1918 года за № 1007 руководство 25 корпусного авиационного отряда пишет письмо комиссару продовольствия города Ефремова. В письме указано «Комиссару продовольствия города Ефремова. Ввиду отъезда 25 корпусного авиационного отряда 13 или 14 июля из города Ефремова прошу Вашего распоряжения об отпуске продовольствия для людей и лошадей отряда нижеследующее:

1. Ржаной муки по числу 62 человека.

2. Гречневой или пшенной крупы по числу 62 человека.

3. Картофеля по числу 62 человека.

3. Овса по числу 11 лошадей.

За наличный расчет». На документе имеется отметка: отпу-щено.

В середине июля 1918 года 25-й корпусной авиаотряд передислоцировался на Западный фронт, в город Сычевку, Смоленской губернии.

По материалам государственного архивного учреждения Тульской области.

Валентин Огнев. 2020 год

 

Joomla