1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
  • Баннер

Религия и комсомол

Преобладающей религией Российской империи являлось православие, представленное Российской Православной Церковью. Православие выступало в качестве официальной религии государства.

В первые годы после прихода большевиков к власти в 1917 году их религиозная политика несколько раз меняла своё направление. Но устойчивым оставалось желание покончить в первую очередь с Русской православной церковью, как главенствующей на момент революции религиозной организацией в стране. В целом религиозная политика была последовательно направлена на искоренение религии, как несовместимой с марксистской идеологией. Религия объявлялась частным делом граждан. Пытались провести замену религиозных праздников и обрядов новыми, советскими. Для ее искоренения использовались различные способы. Каждый церковный праздник сопровождался докладом или беседой о его происхождении и общественном значении. Специальные антирелигиозные доклады и лекции устраивались перед Рождеством и Пасхой, тогда же ставились и инсценировки. Устраивались революционные и крестьянские праздники – 1 мая, День леса, День урожая, организовывались октябрины, красные свадьбы, гражданские похороны.

 

Основываясь на архивных документах, рассмотрим отдельные мероприятия по искоренению христианства, проводимые в 20-х годах 20 века в Ефремовском уезде Тульской губернии.

В православной Церкви установлено семь таинств. Таинствами называются церковные молитвы и священные действия, когда под видимым действием священника над человеком, по молитве Церкви, невидимо, тайно действует сила Духа Святого.

Первое таинство в жизни христианина – крещение. Церковь считает, что Дух Святой дает нам новую духовную жизнь. Только после таинства крещения называемся мы христианами.

Во время совершения таинства крещения происходит наречение имени человека, который вручается покровительству соименного ему святого. Этот акт духовного рождения совершается в таинстве святого крещения, заповеданного Господом – учит церковь. При совершении крещения восприемники (крестные родители) с младенцем и с зажженными свечами становятся у купели и исповедуют свою веру.

До декабря 1917 года факт крещения заносился в метрическую книгу в раздел о рожденных. В метрическую книгу вносились данные о поле, даты рождения, крещения, имени младенца, данные о родителях, о их вероисповедании, о их месте проживания. Вносились данные о восприемниках. Также указывались данные священнослужителей, совершивших таинство.

Согласно декрету «О расторжении брака» (16 декабря 1917 г.) и декрету «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» (18 декабря 1917 г.) брак объявлялся частным делом, а соблюдение или несоблюдения религиозных обрядов больше не оказывало влияние на юридические отношения между супругами, а также между родителями и детьми. Но большинство граждан продолжали соблюдать таинства церкви. И с целью искоренения этого факта члены ячеек РКП(б), РЛКСМ, комитеты профсоюзов устраивали мероприятия в населенных пунктах и предприятиях Ефремовского уезда, заменяющие эти таинства. Данные мероприятия протоколировались. Таинство крещения заменили на октябрины. Как же они проводились?

Рассмотрим проведение нового обряда по материалам торжественного заседания по поводу проведения октябрин у гр-ки Троицкой, устраиваемого при содействии заводского комитета Лобановского винзавода 2 декабря 1924 года. На данном мероприятии присутствовали все рабочие и служащие винзавода, граждане с. Лобаново в количестве 150 человек, из которых 90 мужчин и 60 женщин, учащиеся Лобановской школы.

Для проведения мероприятия избирался президиум и предусматривался порядок дня. В президиум от ячейки РКП(б) был избран Золотарев, Шашурин, от ячейки РЛКСМ – т. Курносова, от пионеров Круглых, от профсоюзов т.т. Филимонов, Давыдов, Преображенский, от народных учителей Митропольская и от крестьян Анашкин. Порядок дня состоял из двух вопросов: 1. Старый и новый быт деревни докл. Кобзева. 2. Церемония октябрин.

По первому вопросу Кобзева осветила «темноту» старого быта. Докладчица разъяснила, что в темных массах религиозная обрядность играла и играет еще теперь громадную роль. Главные этапы жизни: рождение, брак, смерть сопровождается обрядностью. Руководящую роль в деревне в старой жизни играли религиозные культы, они одурманивали и без того темное население постановкой церемоний религиозных обрядов. Далее в своем докладе Кобзева остановилась о открывшейся новой жизни, о ее построении. Она сказала, что новая жизнь нуждается в новом быте, в котором культ и обрядность должны отойти. Вместо церкви теперь население идет в избы читальни, клубы, собрания, митинги, участвует в шествиях. Культура постепенно должна вытеснять обрядность и религию. Оружием борьбы должна быть наука. Устраиваемые Октябрины – есть начало нового быта в деревне.

По окончании доклада, поступили приветственные слова: от профсоюза – т. Филимонов, от ячейки РЛКСМ – т. Говорков, от Кругликовской группы совхозов – т. Преображенский, народных учителей – т. Звягина, от РКП(б) – т. Золотарев. Во всех приветственных речах проводилась мысль о коммунистическом воспитании, которое хотели дать новорожденному. В своем выступлении т. Золотарев внес предложение дать имя новорожденному Владимир, в честь вождя рабочего класса Владимира Ильича Ленина. Предложение было принято единогласно.

После предложения о имени началась церемония октябрин. Восприемница (крестная) крестьянка Елисеева передавая ребенка пионеру, дала обещание помогать матери воспитывать его в коммунистическом духе. Пионер, ученик Лобановской школы Круглых принимая его, приветствовал его и внес пожелание, чтобы он пошел по пути борьбы за лучшую жизнь всего человечества. Член РЛКСМ, принимая ребенка от пионера обещал его ввести в будущем в свою организацию и воспитать из него коммуниста. Принимая ребенка член РКП(б) Золотарев сказал, что партия воспитает его строителем коммунистического общества и передал его члену профсоюза, выражая уверенность, что в будущем воспитают его честным работником и борцом за идеалы всего человечества.

Передача ребенка происходила при пении интернационала. Новорожденному преподнесли подарки от ячейки РКП(б) и заводского комитета. После вручения подарков заседание было закрыто.

Аналогичное мероприятие, по аналогичному сценарию, 7 декабря 1924 года проводилось торжественное заседание по поводу проведения октябрин в честь рождения дочери у Герасимовых Е. К. и Е. Н. устраиваемых по инициативе Ярославской избы читальни. Присутствовало: членов РКП(б) – 6, РЛКСМ – 10, беспартийных – 120 человек. Избирался президиум: от коммунистов, комсомольцев, крестьян. Президиумом был принят порядок заседания:

1. Старый и новый быт в деревне (докладчик Шашурина).

2. Проведение церемонии.

Докладчица в своем выступлении рассказала об одурманивании священниками населения, о вреде церковных обрядов и традиций.

А проведение церемонии началось с того, что коммунист Золотарев предложил дать имя новорожденной Надежда, в честь супруги В. И. Ленина. Данное предложение было принято единогласно. Далее восприемница народная учительница М. Шашурина передавая ребенка пионеру, дала обещание следить за воспитанием Надежды. Пионер Круглых, принимая ребенка, обещал его воспитать и подготовить к вступлению в РЛКСМ. Коммунист Золотарев обещал подготовить его к вступлению в члены партии, а профком Знаменская – обещала подготовить хорошей работницей. И под пение Интернационала, матери новорожденной были преподнесены подарки от ячейки РКП(б) и профсоюза данной местности.

Но проведение октябрин не нашло понимание у жителей уезда. Жители продолжали проводить крестины своих детей в действующих церквях.

Какие еще мероприятия проводили комсомольцы уезда, пытаясь заменить религиозные праздники? Первоначально остановимся на проведении комсомольского рождества в отдельных ячейках ВЛКСМ города Ефремова и уезда конца 1924 года и начала 1925 года.

По комсомольским организациям Уком разослал директиву о проведении комсомольского рождества. Но возникли трения с партийным руководством уезда. Директива Укома комсомола говорила о проведении рождества по-новому, а партия настаивала проведение рождества еще по-старому. И только с заменой отдельных сотрудников в руководстве партии, комсомольцы провели рождество по-новому. Но отдельные мероприятия были сорваны.

При проведении мероприятий использовались следующие формы доведения антирелигиозной программы до населения: это проведение собраний, доклады, спектакли и др. Что же использовали для борьбы с религией отдельные ячейки, какие темы антирелигиозного характера доводились до населения? Рассмотрим отчеты отдельных ячеек о мероприятиях во время проведения комсомольского рождества в г. Ефремове и уезде.

Проведение мероприятий в городе и уезде началось 23 декабря 1924 года. Железнодорожная ячейка провела собрание на тему: «Сущность комсомольского рождества, значение религии в истории общественной жизни» и в школе прочитан доклад: «Рабочий класс и религия». Был организован спектакль антирелигиозного характера. При проведении указанных мероприятий использовалось 12 плакатов.

Ушаковская комсомольская ячейка организовала лекции, доклады на антирелигиозные темы. Так накануне 25 декабря 1924 года проведена лекция агронома Сорокина «О вреде трехполья и переходе на многополье. Религия и сельское хозяйство». Школьным работником был прочитан доклад «Происхождение религии и праздника». После проведения лекции и доклада поставлена инсценировка «Христово воинство». А по окончании вышеуказанных мероприятий были организованы игры, танцы, пение. Мероприятие проходило до 2-х часов ночи. На них присутствовало 150 человек молодежи, взрослых и стариков.

Турдейской ячейкой при проведении мероприятий комсомольского рождества был проработано циркулярное письмо райкома и 25 декабря 1924 года был организован митинг. 6 января 1925 года был организован спектакль на антирелигиозную тему. Прочитаны и доклады.

Празднование комсомольского рождества было организовано и в ячейках: Павлохуторской, Голубочковской, Шиповской, Авдуловской. Мероприятия проводились аналогичные, что указаны выше. Это говорит о том, что эти мероприятия организовывались на основании разосланной директивы Укома комсомола.

Как проводила молодежь в 1925 году религиозный праздник «Пасха», рассмотрим на примере Волынского района, входивший в Ефремовский уезд.  В архивных документах дается описание проведения комсомольской пасхи. Выписку из этих документов приведем без изменения написания в источнике.

«Вечер. Как стемнелось, начала собираться молодежь в избу читальню, 3 человека отправились в другую ячейку за комсомольцами, в виду того, что не хватило сил для проведения в двух ячейках, и чтобы не распылять комсомольцев, решили провести вместе. И вот через некоторое время появилась новая толпа комсомольцев у избы читальни с песнями и гармонией. Провели под песнями время до 10 часов вечера и стали решать, как лучше провести чтобы привлечь беспартийную массу, наконец решили. Ввиду того, что изба читальня находится напротив церкви, решили провести под открытым небом около читальни. Вынесли на улицу лавки, на террасе поставили стол, зажгли лампы, повесили портрет В. И. Ленина. Ровно в 11 час. Секретарь оглашает повестку дня. На повестке дня стоял следующий вопрос «пасха, как весенний праздник».

Докладчик в своем докладе ясно обрисовал возникновение религии и праздник как весенний, слушали его со вниманием, правда временами попов и когда происходило полное шествие верующих. Звонили во все колокола. Пришлось на время обождать, но потом пошло своим чередом. Но верующие несмотря на то, что происходила служба в церкви и не забывали комсомольскую пасху, сперва поспорят около церкви. Наблюдают издалека и наконец являются полными слушателями антирелигиозного доклада. Некоторые верующие стояли и слушали с куличами и пасхами.

Но в общем полного успеха в этом не сказалось только потому, что был текучий состав слушателей комсомольцев, обслужили и как антирелигиозная пропаганда прошла удачно и очень спокойно в том, что никаких резких нареканий со стороны граждан не замечалось. Правда поп по словам граждан успокаивал во время шествия, чтобы они не смущались и принимает как за большевистскую всеночную. Вернуться к деловой части прошло деловито. После доклада было задано целый ряд вопросов даже из верующих. После вопросов были прения комсомольцев и партийцев о задачах и работе комсомола в деревне на антирелигиозном поприще.

Всенощная кончилась почти что вместе. Только после всенощней большевистской было немного веселья, где участвовали и беспартийные, а затем разошлись по домам. На следующий день ожидали руганья со стороны верующих, но это оказалось частично, очень незначительно. Так провели Комсомольскую пасху комсомольцы Волынского райкома молодежи».

Но как мы видим, антирелигиозная деятельность не была эффективной и среди населения вызывала протест и сочувствие к гонимой Церкви. Искоренить православие в народных массах не удалось. Гонения на церковь продолжалось еще 70 лет. За это время было разрушено большинство храмов. И с начала 90-х годов началось возрождение церкви. Стали возрождаться старые религиозные традиции, храмы и соборы. Все это способствует духовно-нравственному возрождению нашего народа.

Валентин Огнев. 2019 год

Использованы документы Государственного архива Тульской области.

Ф. П-7 оп. 1 д. 13.

Ф. П-83 оп. 1 д. 134.

Ф. П-83 оп. 1 д. 136.

 

Joomla