1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
  • Баннер

Заметки к истории нашего края. Татарское разорение.

          В конце XVI был заново основан разрушенный во времена татаро-монгольских нашествий древнейший русский город Елец, который стал щитом на южных рубежах Российского государства. В середине XVII века граница со степью шагнула далеко на юго-восток, на реку Воронеж, где были в короткое время основаны и обустроены новые города, уезды и 800-километровая Белгородская засечная черта. Но грабительские набеги на Елец продолжались, особенно сильный удар на Елецкий уезд пришёлся осенью 1659 года, в набеге участвовали крымские татары, ногайцы и черкасы.

       После того, как набег был отбит, в Елец к воеводе Евстафию Семеновичу Сытину прибывали жители уезда ельчане – дети боярские и свидетельствовали об убитых и взятых в плен, об уведённом со дворов домашнем скоте и других убытках. Такие показания, записанные со слов местных жителей, собирались в книгу и отправлялись в Москву. Эти свидетельства очевидцев назывались «скасками», они сохранились до нашего времени и содержат: место жительства и  ФИО лица, подавшего скаску, его сословие, состав семьи и подробности последствий разбойничьего нападения. Для нас же особенную ценность представляют документы, поданные служилыми людьми сёл и деревень, которые в настоящее время входят в состав современного Становля

     Деревня Агеево: Агеев, Белоусов, Пузатой, Никитин, Софонов Фролов.

       «Л.24. 1660 года января в 29 день в Ельце на съезжем дворе Астафию Семеновичу Сытину сказал по святой непорочной Евангельской заповеди Господни еже ей ей в правду ельчанин сын боярский Елецкого стана Рождественского прихода деревни Агеевой Стефан Прокофьевич Агеев,- в прошлом в 1659 году, как приходили под Елец многие люди крымские и ногайские татары и изменники черкасы, в то время у меня Стефана Божию милостью вся семья цела, двор и гумно цело. А скотины у меня взято две коровы, на поле хлеба потоптали: десятину ржи, три осмины и пол десятины овса, осмину проса, пол осмины гречихи, половину пшеницы, два воза сырого хлеба. Со мною остались: брат Лавер в рейтарской службе в Киеве тридцати лет да брат Василий тридцати лет, жена у меня Акилина, сын Максим семи лет, дочь Ефросинья, дочь Евдокея, у брата Лавра жена Прасковья и сын Ларион пяти лет, у другого брата жена Ирина и дочь Устинья. То моя и скаска, а скаску писал поп Андрей».

                                         Деревня Белевец: Андропов, Ишков, Капытин, Матвеев, Руднев, Селиванов, Скороваров, Смыковский,  Шеламов.

       Деревня Хорошая: Ансимов, Быковский, Григорьев, Порахин, Рослеков, Сальков, Сапрыкин, Сухинин, Филатов, Чалой.

                                         Деревня Соловьево (Салькова): Ансимов, Выстовкин, Какоткин, Климов.

       «Л.101. 1660 года февраля в 1 день на Ельце на съезжем дворе Остафью Семеновичу Сытину сказал по святой непорочной евангельской заповеди Господни еже ей ей в правду ельчанин сын боярский Елецкого стана Богоявленского прихода деревни Сальковой Евсей Выстовкин, - в прошлом в 1659 году как приходили под Елец воинския люди крымския тотарове и изменники черкасы и в то время у меня в полон взяли брата Федота девети лет и милостью Божию ис полону ушел, у полону был четыре дни. У меня Евсея жена Ефросинья, у брата жена Аксинья, брат Гур и его жена Ксения, брат Семен на Государевой службе в Киеве у него жена Марья, сын К…  семи лет и сестра Федосея. Отогнали у меня четверо коров, овец да коз десетеро, а в остатке осталось трое лошадей, двор и гумно цены. То моя и скаска, а скаску писал Савка Михайлов».

                                      Село Тростное: Белоусов, Бородин, Вялехов, Грунин, Лаврицев, Лаухин, Петрыкин, Родивонов, Сафонов, Толстой, Федарининов, Юрьев.

       «Л.222. 1660 года февраля в 3 день на Ельце на съезжем дворе Остафью Семеновичу Сытину сказал по святой непорочной евангельской заповеди Господни ей ей в правду ельчанин сын боярский Елецкого стана Георгиевского прихода села Тростнова Карп Лаврищев, - в прошлом в 1659 году как приходили под Елец многия воинския люди крымские и ногайские тотарове и изменники черкасы и в то время в полон взяли сноху Ирину, а остались жена и четверо сынов: Иван на государевой службе в Киеве рейтарского строю, сын Григорий рейтарского строю, Дмитрий и Василий по дватцати лет, сноха Наталья жена Лазаря и трое внуков: Мокар, Меркул, Симеон двух лет. Двор цел, а гумно сгорело.  Отогнали скоту: одиннадцать лошадей, шесть коров, пятьдесят овец. Крестьянин Гришка: семья цела, от воинских людей брат его сбежал в лес, жена Домница, невестка Кристиница, сыны: Васка, Агапка, Мишка двенатцати лет, дочь Стефанидица. Двор цел, гумно сгорела, атогнали скоту: четыре коровы, петнатцать овец. То моя и скаска, а скаску писал ельчанин Мирошка Попов».

                                     Деревня Плоская: Борадин, Булавин, Выстовкин, Глебов, Крюков, Лаухин, Рыков, Селиванов, Сидячев, Спесивцов.

       «Л.249. 1660 года февраля в 1 день на Ельце на съезжем дворе Остафью Семеновичу Сытину сказал по святой непорочной евангельской заповеди Господни ей ей в правду Елецкого стана Егорьевского прихода деревни Плоской Кондратей Осипов сын Лаухин, - в прошлом в 1659 году как приходили под Елец многоя воинския люди крымския тотарове и изменники черкасы и в то время матерью Божию от воинских людей вся моя семья цела: жена Анна, два сына: Семен тритцать лет в Киеве служит рейтарскую службу, сын Федор дватцать лет, дочь Наталья, две невестки Анна и Авдотья, унук Патап, три унучки: Агапья, Марья, Палага. Атагнали трое лошадей, три каровы, двое телят, дватцать пять авец, две козы, двор сожгли, гумно цело, в житницах погорела всякова хлеба четвериков з десять по мере. То моя и скаска, а скаску писал ельчанин Федотко Руднев».

                                       Деревня Чаплыгина: Боранов, Чаплыгин.

                                       Село Трегубово: Бурцов, Васильев, Воротынцов, Капытин, Потапов, Сальков, Селиванов, Сушков, Яковлев.

       «Л.147. 1660 года февраля в   день на Ельце на съезжем дворе Астафью Семеновичу Сытину скозал по святой непорочной Евангельской заповеди Господни ей ей в правду ельчанин сын боярский Елецкого стану Пятницкого приходу села Трегубово Фома Мартинов сын Бурцав, - в прощлом в 1659 году как приходили под Елец воинския люди крымския и ногайския тотарове и изменники черкасы и в то время у меня взяли в полон жену Марью, дочь Аксинью и внука Федора, а со мною остался сын Федор десяти лет, дочь Матрена. Двор и живность сажгли, молоченова хлеба всякого пожгли тритцать четвертей, а в гумне сгарела всякого хлеба шестьдесят копен, а скоту у меня отогнали шесть лощадей, чатыре каровы, дватцать авец, а в поли поталочели всякого хлеба девять десятин. То моя и скаска, а скаску писал ельчанин Куземка Немцов».

                                          Село Домовины: Дмитриевы, Меренковы, Молявины, Мухортов, Талдыкин, Титов.

                                          Деревня Маслово: Дякин, Житков, Мешков, Ноздревытов, Севрюков, Селиванов, Шаталов, Шипилов.

       «Л.170. 1660 года генваря в 31  день на Ельце на съезжем дворе Астафью Семеновичу Сытину скозал по святой непорочной Евангельской заповеди Господни ей ей в правду ельчанин сын боярский Елецкого стану Пятницкого приходу деревни Масловой Григорий Максимов сын Дякин, - в прощлом в 1659 году как приходили под Елец воинския люди крымския и ногайския тотарове и изменники черкасы и в то время у меня взяли у меня семью жену Тотьяну и три сына: Федора дватцати лет, Аркадея десяти лет, Милована семи лет и дочь Дарью. А в остатке со мною осталось два сына: Ананья без ноги дватцати лет, Терех десяти лет и два пасынка: Никон дватцати лет служит Государеву драгунскую службу и Исай пятнатцати лет. Двор и гумно с хлебом целы, скату атогнали: шестера лошадей, три каровы, пятера телок, дватцать авец, а в поли всякова хлеба поталочили десятину. То моя и скаска, а скаску писал елчанин Куземка Немцов».

                                          Село Телегино: Ефремов, Костомаров, Красов, Нестеров, Суров, Телегин, Тиньков.

                                           Деревня Новая слободка: Климов, Лаухин, Трофимов, Щукин.

                                           Деревня Становая: Малютины, вдова Селиванова.

       «Л.251. 1660 года февраля в 1 день на Ельце на съезжем дворе Остафью Семеновичу Сытину сказала по святой непорочной евангельской заповеди Господни еже ей ей в правду Елецкого уезду Елецкого стану Георгиевского прихода деревни Становой вдова Никитинская жена Селиванова Акилина, - в прошлом в 1659 году как приходили под Елец воинския люди крымския и ногайския тотарове и изменники черкасы и в то время у меня милостью Божию семья моя цела: сын Василей двенатцати лет, Лукьян пяти лет, невестка Варвара, зять Иван дватцати лет, жена его Анна. Двор и гумно с хлебам цела, а животины отогнали дватцатера овец, а хлеба в поли потолочена всякова две десятины. Бобыль Авдей, у него жена Наталья и два сына: Игнат четырнатцати лет, Сенка трех лет, невестка Татьяна, племянник Иван четырех лет, две дочери: Татьяна, Авдотья. Двор и гумно цела, хлеба потолочено всякова десятина. То моя и скаска, а скаску писал ельчанин Мишка Родионов».

                                               Деревня Жоково: Меркулов, Стрепков. 

       «Л.256. 1660 года генваря в 30 день на Ельце на съезжем дворе Остафью Семеновичу Сытину сказал по святой непорочной евангельской заповеди Господни еже ей ей в правду ельчанин сын боярский Елецкого стана Георгиевского прихода деревни Жоковой Кондратей Стрепков, - в прошлом в 1659 году как приходили под Елец крымския тотарове и изменники черкасы и в то время воинские люди взяли в полон: мать Прасковью, брата Микиту дватцати лет, Якова осми лет, а в остатке ж жена Авдотья, два брата Савелий, Фолимон. Атогнано пятера лошадей, трое каров, трое овец. Двор и гумно цело с хлебом. То моя и скаска, а скаску писал ельчанин Митрошка Папов».

                                               Деревня Поддолгое: Рощупкин, Хрипунов.

                                               Деревня Долгая Поляна, Субочева: Белоусов, Ефанов, Субочев.

                                               Деревня Поганец (Вишнёвая): Кочкин, Польщиков, Понтелеев, Самсонов.

В это время Россия вела тяжёлую и длительную войну с Речью Посполитой и её союзником крымским ханом Мехмед Гиреем на западных русских землях и всей территории Литвы, Украины и Польши, в июле 1659 года армия князя А. Н. Трубецкого потерпела поражение под Конотопом. Грабительский набег на Елецкий уезд часть этой большой войны. Конечно, государство не ограничивалось подсчётом и констатацией имущественных и особенно людских потерь, освобождение пленных из ордынского плена было для Русского царства общегосударственным делом, оно финансировалось из «царевой казны» и им ведам при Посольском приказе специально учреждённый «Полоняничный» отдел. Соборным уложением от 1649 года было определены законы о выкупе пленных, учреждена сумма «полоняничного» налога и порядок выкупа. И у тех пленённых, которых не смогут освободить наши воины при переходе разбойниками границы, останется надежда обрести свободу  за выкуп.

Источник: РГАДА, Ф.210, Оп. 12, Д.412. 1660 г.

                                                    Ю. Душаков. Член Липецкого областного краеведческого общества.

 

Joomla