1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
  • Баннер

Зверства фашистких мерзавцев

     Краткая публикация рассказывает о зверствах, мародерстве, расстрелах, о причиненном ущербе немецкими захватчиками в городе Ефремов и районе. Все злодеяния фашистских захватчиков описаны и источники сконцентрированы в делах Тульского Государственного архива. Что же перенесли жители города и района во время оккупации? Приведем отдельные факты.

       Полностью захватить город немцы не могли несколько суток, но на захваченных территориях с первых часов начали устанавливать свои порядки. Об этом говорят следующие документы. (Далее жми подробнее)

 

       Так, 21 ноября 1941 года, во время наступления немецких войск на город, сгорел дом 16 на ул. Жуковского. Семья Соловьевых, проживавшая в нем, переехала в подвальное помещение, находившееся под домом Ивановых. В период обороны города, в этом подвале находился штаб одного из подразделений Красной Армии. Примерно в пять часов вечера глава семьи Соловьев Тихон Леонтьевич, 1888 г. р., работавший на железной дороге, выйдя из дома Ивановых, пошел к своему сгоревшему дому. Но немцы его задержали, приняв за партизана, т. к. он вышел из подозрительного помещения. Вместе с задержанными бойцами Красной Армии Тихона Леонтьевича посадили в дом № 38 по ул. Кооперативной. Дальнейшая судьба его трагична. Один из бойцов, находившийся в плену совместно с Соловьевым, передал его жене о последних днях жизни ее мужа. Три дня Тихона Леонтьевича немцы пытали, а 24 ноября они его расстреляли, оставив труп во дворе дома, где он лежал весь период оккупации.

Около 7 часов вечера того же дня немецкие солдаты подожгли дом, где скрывалась семья Соловьевых. Чтобы не погибнуть в огне, Соловьевы вышли из подвального помещения дома на улицу, в этот момент был застрелен двенадцатилетний мальчик Соловьев Николай Тихонович. Вот как фиксируется этот факт в акте, составленном после оккупации: «Когда немцы подожгли этот дом, в котором находился русский штаб, мать Соловьева вышла с детьми из подвала боясь сгореть, т. к. подвал находился под домом. Мальчик находился возле матери. Немцы, вечером впотьмах увидав при освещении пожара высокого мальчика – подумали партизан и застрелили его; потом подошли посмотрели – увидали, что ошиблись и ушли что-то бормоча по-немецки. Это было 21 числа ноября месяца 1941 г.»[1].

       Во втором акте описывается факт расстрела немецкими солдатами жителя города Ефремова Доброва Ивана Павловича 63-х лет, проживавшего в доме № 17 по ул. Тульской. Во время оккупации немецкими захватчиками города, в один из ноябрьских дней солдаты зашли в дом Доброва. Он в это время разжигал примус на кухне. Солдаты окликнули проживающих в доме. «Добров не понял и ничего не ответил им. На глазах у него были в это время черные очки, и лицом напоминал еврея. Немцы, не получив ответа, выстрелили и наповал убили его»[2].

         В третьем документе зафиксирован факт расстрела немецкими солдатами Ростова Владимира Ивановича, 1920 г. р., проживавшего по ул. Александровской д. 13 г. Ефремова.  В один из дней оккупации немецкие солдаты задержали Ростова Владимира Ивановича «которого они взяли из убежища и вывели на огороды Красноармейской улицы и расстреляли, нанося ему смертельную рану в область черепа, но он не потерял признаков жизни и был спасен благодаря своевременной оказанной медицинской помощи врачом Лябидевским (так в источнике, правильно Ляпидевский). После был на излечении в глубоком тылу»[3].

       В городе на углу улиц Тульской и Ильинской была установлена виселица. Немецкие оккупанты повесели 3-х жителей города: «Каменев Василий Михайлович 28 лет, слесарь завода СК-3, проживал ул. Свободы, повешен по указу двух женщин, якобы партизан и поджигатель; Елагин Георгий Иванович 23 лет, кочегар воинской части, повешен по указу 2-х женщин, как партизан и поджигатель; Чупрынин Иван Антонович, рабочий завода СК, проживал в барачном городке, причины повешивания не известны»[4].

         На этом фашисты не успокоились. В городе продолжались расстрелы мирных жителей. Были расстреляны[5]:

- Сучков Андрей Антонович, прож. по Ильинской ул., работал на заводе СК-3, расстрелян за укрытие командира.

- Лаптев Василий Николаевич, проживающий по Ильинской ул., работал в райпотребсоюзе, расстрелян за укрытие командира.

- Евриков Афанасий Яковлевич, эвакуированный из г. Тулы, расстрелян как партизан.

- Чумаков Александр Тимофеевич, прожив. по Дзержинской ул. Расстрелян по неизвестным причинам.

- Сергеев Юрий Николаевич, учащийся, проживал по ул. Гоголевской, русский, расстрелян по подозрению в принадлежности к еврейской нации.

- Королев Владимир Павлович 15 лет, учащийся 7 кл., комсомолец, мать учительница, расстрелян за произведенный выстрел из найденного охотничьего заряженного ружья, проживал на Южной улице.

- Коршунов Василий Александрович 75 лет, пенсионер, расстрелян по неизвестным причинам, проживал Заречье.

- Иванова Елена Ивановна 16 лет, проживала по ул. Заречье, прачка воинской части.

- Крассовская (так записано в источнике) Евдокия Васильевна 30 лет, работала продавцом магазина, дочь расстрелянной Куряссовой (так записано в источнике, правильно Курносовой), муж командир РККА.

- Курносова Варвара Ефимовна 80 лет, мать Красовской (так записано в источнике), жила ул. Заречье, причины расстрела – найдена в сарае винтовка.

- Курносов Михаил Васильевич (слабоумный), 30 лет, сын расстрелянной Курносовой, причины расстрела те же.

- Панников Николай Иванович 21 год, проживал в Заречье, разнорабочий, расстрелян за отсутствием документов, отобранных во время нахождения его в тюрьме.

       Рассказ дочери о расстреле матери и родственников был опубликован 1 января 1942 года в районной газете «По Ленинскому пути»[6]. Ия Красовская рассказала: «30 ноября ворвались два немецких бандита и в наш дом. Я, мама, братишка, мой дядя Михаил Васильевич, бабушка и тетя Клавдия Васильевна с малыми детишками сидели, забравшись в угол. Дядя был ранен, немцы сочли его за раненого красноармейца, вытащили на улицу и тут же расстреляли. Бабушка начала умолять: «Пощадите нас ради детей»! Ее грубо вытолкнули на улицу и у порога расстреляли. Затем из дома выбросили на улицу мою маму. Она споткнулась на труп дяди, упала и также была убита. Тетя Клавдия отбежала в сторону, в нее выстрелили, она упала. Кровь залила ей весь левый бок. Бандиты дождались, пока она осталась без движения и ушли. Я со страхом смотрела в окно на эту зверскую расправу. Когда немцы удалились, я выбежала на улицу; оказалось, что тетя была ранена в левую руку. Я привела ее в дом и сделала ей перевязку. …».

         В этом же номере газеты был напечатан рассказ Ивана Петровича Павлова о мародерстве немецких захватчиков: «Немцы ворвались в город и прямо же начался повальный грабеж. Меня с семьей выгнали из квартиры. Фашистские мародеры забрали из квартиры все мужское белье, теплые одеяла и много других вещей и продуктов питания. Брали все, не оставляя даже мелочей, забрали очки 75-летней бабушки. …».

        Это был не единичный случай. Мародерство фашистов носило массовый характер. У Жеруновой Е. А. проживающей по ул. Горького д. 6 забрали рожь, пшено, швейную машинку, пальто, одеяло, перину, подушки, простыни[7]. А у Костромичевой Н. Д. по ул. Горького д. 12 забрали пшено, рожь, простыни, брюки[8].  Во время оккупации в городе немцами у населения было взято скота – 42, отобраны продукты у 342 хозяйств, отобрано домашнее имущество у 717 хозяйств[9].

      Приведем примеры мародерства на Новом поселке. Так у Баранова Василия Ивановича прож. д. 8 кв. 1 немецкие солдаты забрали сено, овес, галоши, брюки, мужскую рубашку, платок, масло сливочное, поросенка. А у Журавлева Антона Тихоновича по адресу д. 10 кв. 1 насильно отобрали овес, ветчину, сало свиное, велосипед, патефон, пластинки, одеяла.[10]

      После освобождения города Ефремов стало известно о мужестве, героизме, стойкости Енина Алексея Васильевича 1925 г. р., уроженца д. Покровка Ефремовского района[11].

       В деревне Покровка Ефремовского района Тульской области проживала семья Александры Григорьевны Ениной. Во время военных действий у своего дома была застрелена немецким снайпером их дочь Татьяна. Семнадцатилетний Алексей поклялся отомстить за смерть сестры. Он стал ходить в разведку, выяснять сведения о боеспособности немецких войск. В один из дней Алексей Енин, Иван Давыдов с десятилетним племянником Ваней Лобановым пошли в разведку. Но Ваню Лобанова с дядей задержали на Дагаевском мосту, а Алексея Енина на железнодорожном. Он нес раненого «языка». При обыске у него обнаружили гранату. Всех их доставили в немецкий штаб, расположенный в здании школы деревни Чемоданово Становлянского района Липецкой области (от Ефремова в 17 км). Несколько суток их допрашивали, применяя пытки. Содержали их в сарае крайнего дома, где проживала Яковлева В. В.  Наступление советских войск было стремительным. Немецкое командование решило расстрелять партизан. В спешке Енина Алексея и Ивана Давыдова немецкие солдаты вывели из сарая, а Лобанов Ваня остался незамеченным. Енина и Давыдова вывели за деревню, где заставили копать яму. В этом месте их и расстреляли. Иван Лобанов, добравшись до дома, рассказал о гибели товарищей. Александра Григорьевна Енина приехала на место расстрела, чтобы забрать труп сына. Могила была мелкая, трупы в ней находились в сидячем положении. У Алексея на правой руке были отрублены два пальца, на одной руке была вырезана звезда, а на другой свастика и на спине был выжжен ремень. Тело сына Александра Григорьевна забрала и захоронила в городе Ефремов. На месте расстрела жители деревни Чемоданово поставили небольшой обелиск. С перезахоронением праха Давыдова обелиск был разобран.

      О зверствах, мародерстве немецких захватчиков свидетельствует акт от 22 июня 1941 года, составленный комиссией Пожилинского сельсовета[12]. В акте зафиксированы следующие факты:

1. Колхозница Савичева А. П. 66 лет отказалась дать грабите-

лям молока, они при обыске обнаружили у нее 1 чайную чашку молока и за это ее избили.

2. Тринадцатилетнего мальчика Алдохина Федора за то, что он отказался запрягать немцам лошадь, избили и пытались заколоть вилами – мальчик сбежал.

3. Колхозницу Лаврущеву Т. Я 45 лет, которая спрятала овес, и немцы его обнаружили. Избили по голове молотком.

4. Немцы ночевали у колхозницы Громовой 75 лет. За отказ на требование получения керосина – немцы ее избили. В доме заплакал годовалый ребенок – бросили его к двери.

5. Беременную колхозницу Маренкову Марфу Андреевну избили за то, что она сопротивлялась, когда немцы забирали корову.

6. У колхозника Мызникова М. А. Обварили кипятком из самовара ребенка за то, что он помешал немцам на пути.

7. 70-летнюю колхозницу Горохову Евдокию Емельяновну избили за то, что замедлила отворить им дверь.

8. 70-летнюю колхозницу Маренкову С. Ф. избили за то, что не нашли в доме ее мужа, которого хотели забрать с собой.

9. 55-летнюю, тяжело больного колхозника Звягинцева Петра Фроловича стащили с печи, бросили в сани и требовали, чтобы он их проводил в другую деревню и выбросили его из саней, когда он впал в беспамятство.

10. 75-летнего колхозника Гладких Бориса Васильевича избили за то, что он отказался ходить за немецкими лошадьми.

        Далее в акте описывается о том, что немецкие бандиты производили ежедневные, повальные грабежи. Грабили все: скот, птицу, продукты, домашние вещи и всякую домашнюю утварь. Не осталось ни одного уголка в доме колхозников, где бы ни рылись бандиты. Доходило дело до курьезов. У колхозницы Звягинцевой Ан. Дм. рылись во всех горшках и попали руками в ночной горшок с содержимым. За это они избили беременную хозяйку дома, которая на второй день родила преждевременно. У 80-летней учительницы Румянцевой К. Ш. отобрали бинокль, немецкие учебники, часы и последнее белье. В день 14 декабря 1941 года, когда немцев с позором погнали на Запад наша доблестная Красная Армия, бандиты зажгли село. Насильно забрали в качестве военнопленных: Маренкова С. Ф. 55 лет, Маркова Д. И. 45 лет, Музалевского Иг. Сер. 15 лет, Минаеву Ан. Сер. 22 лет, Колесникова Н. А. 16 лет, Исаева В. П. 50 лет, Маренкова А. С. 35 лет, Афоничева Ив. Ив. 15 лет, Кочкина В. 35 лет. Все сбежали от немцев из разных мест.

      Во время оккупации в д. Хмелевая были расстреляны 2 человека[13]. Одним являлся местный житель Малыхин Дмитрий Егорович 1918 года рождения, вторым расстрелянным – пленный красноармеец. Красноармейца немецкие солдаты содержали в сарае, издевались над ним, избивали. В один из дней они задержали на улице Малыхина и с красноармейцем заставили погрузить награбленное в автомашину. После погрузки, Малыхина и красноармейца отвели в овраг напротив бывшей школы и расстреляли. Жители деревни, трупы расстрелянных похоронили на Хмелевском кладбище.

      В деревне Покровка Чернятинского с/с Ефремовского района при попадании снаряда в дом Золотухиных погиб хозяин Семен Кириллович.[14] 8 декабря 1941 года при отступлении немецких войск разрывом снаряда убило Филимонову Татьяну Спиридоновну, муж находился на фронте. Без матери осталось 5 несовершеннолетних детей.[15] 5 декабря 1941 года был убит Лобков Василий Филиппович.[16]

        С целью выяснения причиненного ущерба немецко-фашистскими захватчиками, в 1943 году создавались комиссии с целью фиксации причиненного ущерба. По акту о причиненном ущербе жителям села Дубики, сумма убытка для населения составила 2631400 рублей[17]. В деревне Кочкино у 18 домохозяев изъято, похищено различного имущества на сумму 838 580 рублей[18].

       Комиссии по Ефремовскому району за период его оккупации немецкой армией признала следующие разрушения и грабежи:[19]

       по колхозам:

Сожжено колхозных хозяйств – 1502

Сожжено конюшен – 23

Сожжено свинарников – 26

Сожжено телятников – 13

Сожжено овощехранилищ – 11

Сожжено зернохранилищ – 62

Сожжено риг – 34

Сожжено детучереждений – 12

Сожжено школ – 23

Сожжено зданий правлений колхозов – 19

Уведено лошадей – 191 голову

Уничтожено пчел – 574 семей

Сожжено хлеба – 13743 копны

Сожжено сена – 8830 центнеров

Сожжено соломы – 9683 центнера

              по колхозникам:

Уведено крупного рогатого скота – 579 голов

Уведено овец – 1695 голов

Уведено свиней – 717 голов

Отобрано птицы – 6069

Отобрано зерна – 6524 центнера

Картофеля – 9621 центнер

      Оккупация города продлилась три недели, но память фашисты о себе оставили чудовищную, это было ужасное время. Кроме описанных злодеяний и зверств фашистов, городу был причинен значительный материальных ущерб. В сведениях об убытках, причиненных району во время оккупации немцами города и сел района указано, что в городе Ефремов «сожжено домов – 80, разбито домов снарядами – 124, сожжено надворных построек – 16, разбито снарядами – 53, убито скота – 14, взято скота немцами – 42, сожжены продукты у – 13 хозяйств, отобраны продукты у – 342 хозяйств, сожжено имущество домашнее у – 12 хозяйств, отобрано домашнее имущество у 717 хозяйств»[20].

       Артобстрелами и мародерством немецких солдат был причинен ущерб жителям Нового поселка на сумму 1442610 рублей[21]. Артобстрелами были повреждены или разбиты 7 домов 1 участка, пострадали помещения Вепринцевой Марии Ивановны, Бабухиной, Подольского Павла Петровича, Александровой Елены Ивановны, Лысякова Сергея Сергеевича.

       Во время немецких артобстрелов города очень много было повреждено домов по улице Воронежской, в том числе: дом 31 Кириловой Валентины Владимировны, дом 33 Петровой А. Н., дом 112 Алексеевой Валентины Степановны и др.[22]

        Заканчивая  свой рассказ о зверствах, мародерстве, расстрелах, о причиненном ущербе немецкими захватчиками в городе Ефремов и районе хочется повторить, что источники находятся в Тульском Государственном архиве.

(В цитируемых материалах сохранена оригинальная орфография и оригинальный синтаксис).

Лауреат всероссийской литературной премии «Левша» имени Н. С. Лескова краевед Огнев В. М. 2021 год.



[1] ГУ ГАТО ф. Р-2515 оп. 1 д. 519 лл. 1-1об.

[2] ГУ ГАТО ф. Р-2515 оп. 1 д. 519 л. 2

[3] ГУ ГАТО ф. Р-2515 оп. 1 д. 519 л. 3-3об.

[4] ГУ ГАТО ф. Р-2515 оп. 2 д. 1 л. 10об.

[5] ГУ ГАТО ф. Р-2515 оп. 2 д. 1 л. 10об.

[6] Газета Ефремовского района «По Ленинскому пути» 01.01.1942 г. № 1 (2020). С. 2.

[7] ГУ ГАТО ф. Р-2515 оп. 1 д. 520 л. 41.

[8] ГУ ГАТО ф. Р-2515 оп. 1 д. 520 л. 44.

[9] ГУ ГАТО ф. Р-2515 оп. 2 д. 4 л. 118.

[10] ГУ ГАТО ф. Р-2515 оп. 1 д. 516 лл. 38,39.

[11] ГУ ГАТО ф. 2515 оп. 2 д. 21 лл. 100-100об.

[12] ГУ ГАТО ф. Р-2515 оп. 2 д. 21 лл. 96-96об.

[13] ГУ ГАТО ф. Р-2515 оп. 2 д. 21 лл. 97-97об.

[14] ГУ ГАТО ф. Р-2515 оп. 2 д. 21 лл. 98-99.

[15] ГУ ГАТО ф. Р-2515 оп. 2 д. 21 лл. 101,104.

[16] ГУ ГАТО ф. Р-2515 оп. 2 д. 21 лл. 112.

[17] ГУ ГАТО ф. Р-2515 оп. 1 д. 523 л. 1.

[18] ГУ ГАТО ф. Р-2515 оп. 1 д. 517 л. 5.

[19] ГУ ГАТО ф. Р-2515 оп. 2 д. 4 лл. 116-117.

[20] ГУ ГАТО ф. Р-2515 оп. 2 д. 4 л. 118.

[21] ГУ ГАТО ф. Р-2515 оп. 1 д. 516 лл.1, 2, 3, 7, 13, 24об, 33.

[22] ГУ ГАТО ф. Р-2515 оп. 1 д. 520 лл. 124, 132об, 133.

 

Joomla