Шахта "Вера"
Оценочное исследование фабрик и заводов Тульской губернии было начато в 1912 году и преследовало две задачи: определить нормальную стоимость недвижимого имущества фабрик и заводов и установить его доходность. Исследованию подлежали: здания, сооружения, машины, группировки рабочих, экономические сведения и др. Оценка фабрик и заводов проводилась и Крапивенском уезде. Рассмотрим отдельные позиции исследования каменноугольной копи Товарищества каменноугольных копей и химических заводов Р. Гилль, расположенной с. Колпна Ясенковской волости. (далее - жми подробнее)
Каменноугольная копи (Копи – устаревшее название сооружения для наземной и подземной разработки полезных ископаемых) Товарищества Р. Гилль – это самостоятельное целое промышленное предприятие. Добыча угля шло по мере потребности, т. к. заводы , потребляющие уголь работали с перерывами. Но некоторые машины шахт работали беспрерывно, в число которых входили насосы. Продолжительность рабочего сезона была очень неравномерна. Объяснялось это количеством рабочих, которые приходили по мере окончания своих дел в деревне. Число рабочих дней ежедневной работы составляло – 288.
Как уже говорилось ранее, описываемое копи находилось в селении Колпна Ясенковской волости Крапивенского уезда. Владельцем являлось «Товарищество каменноугольных копей и химических заводов Р. Гилль». Территория шахты находилась на земле, принадлежащей Товариществу, занимала 400 кв. сажень. На данной местности располагались постройки шахты. Это была по счету 11-ая шахта, которая основана в 1900 году. Первая шахта с целью добычи каменного угля заложена Р. Гилль в 1870 году и до 1912 года их было выработано 10. Процитируем запись из документа об этом факте: «Первая шахта с целью добычи каменнаго угля была заложена Р. Гиллем в 1870 году. До настоящаго времени выработано уже 10 шахт; описываемая в настоящее время, по счету 11-ая, заложена в 1900 году». Расстояние от шахты до г. Тулы составляло 21 версту, до уездного городка Крапивна – 18 верст. Администрация шахты находилась в г. Москве (главная контора) и при Товариществе в Колпне (управляющий). Ближайшим селением являлась Колпна (примыкала), а железнодорожная станция Щекино находилась в 1,5 верстах, Ясенковская почтово-телеграфная контора также находилась в 1,5 верстах. Через усадьбу проходил Киевский тракт. Строительные материалы получали в г. Алексин.
Какие здания находились на территории шахты? Для описания используем план построек. В северной части находилось здание неопределенной конфигурации (литеры А, А1, А2, А3). Часть здания (литеры А, А1, ) было двухэтажным. Помещение подъемной машины (литера А) было размером 3,50х3,50. Из помещения подъемной машины был выход (ширина 1,70) в угольный склад (литера А1), который был длиною 2,90. Продолжал здание навес для склада угля (литера А2) размером 1,70х11,10, а заканчивал строение еще один склад угля (литера А3) размером 3,55х11,10. К этим складам (литера А2, А3) подходил железнодорожный путь, переходящий перед зданием в двойной, которые заканчивались за складами земляными упорами. За этим зданием – южнее, располагалось другое строение. Вход (с южной стороны) в это строение был через сени (литера B4). Недалеко от сеней стояла дымовая труба. Вход осуществлялся через сени в машинное отделение (литера B), которое размером (3,33х5,85). Примыкающее помещение размером 6,85х7,10 (литеры B1, B2, B3), было разделено на три части: большое помещение (литера B1) размером (5,85х4,70) предназначалось для котельного отделения; второе меньшее размером 6,85х2,40 (литера B2) – также для котельного отделения; третье помещение размером 1,00х4,70 (литера B3), (соприкасающееся длинной стороной с большим отделением, малой стороной с другим отделением). Западнее этих зданий были расположены еще два строения: контора и сарай для инструмента. Контора состояла из трех помещений: 1-ое – (литера С1) размером 2,00х2,00; 2-ое – (литера С2) размером 0,75х0,62; 3-е – (литера С3) размером 2,00х0,75. Сарай для инструментов (литера Д) представлял собой строение размером 1,90х3,50. Размер указывался в саженях.
А теперь рассмотрим какие механизмы, сооружения, вспомогательное оборудование и инструменты находились в помещениях.
Помещение подъемной машины (литера А):
― Сооружения при клети. При передат. роликах: настил из сосновых досок; обвязка сосновая по периметру из липовых брусьев; 6 сосновых столбов; 6 сосновых укосин; 3 сосновых перемычки; 3 столба.
― Подъемник: состоял из 2-х деревянных платформ. Каждая размером 0,70х0,40 саж., изготовленные из еловых досок и по низу обшиты котловым железом. По периметру платформы железные полосы. Для придания определенных характеристик изделия использовались: 2 железные тяги, 3 еловых бруса различных размеров, 4 круглые железные стойки. Применялись 4 решетки. На каждую расходовалось 4 тяги из полосного железа, 8 круглых железных прутьев, 2 укосины из полосного железа, 2 тяги. Платформа была приклеплена к тросу через чугунный ползун. Также использовались круглый железный хомут, круглый болт, петля для прикрепления троса и 2 дубовые направляющие пластины для ползунков.
― Шахтный колодезь. Его размеры: L=1,70 c. B=1,50 с. Н=32,0 с. Толщина слоев и характер пород, которые приходилось проходить, были зарисованы на карте, но в деле ее не оказалось. Сруб: стенки шахтного колодца на всем протяжении обшиты еловыми брусьями. Через каждую сажень (по периметру сруба) проходила обвязка из еловых бревен. По высоте всего шахтного колодца шли: 9 сосновых стоек (в некоторой части еловые). Каждая из брусьев среднего диаметра 7 вершков.
― Сооружение ( при спуске в шахту). Состояло из 12 еловых столбов, 10 укосин, 2 прогона длиной 3,50 и 2 прогона длиной 3,40. Имелась деревянная лестница для спуска в шахту длиной 32 сажени и шириной 0,25. Состояла из 16 маршей.
На дворе находился деревянный желоб для отвода воды, подаваемой насосами из шахты. Состоял из 2-х продольных елового теса стенок и одной по плоскости дна и 3-х деревянных скреп.
Стоимость прохождения 1 сажени шахты данного размера в глубь, определялась в среднем – 1000 рублей (по данным заведующим заводами и копями).
Помещение подъемной машины и угольный склад (литеры А, А1):
― 3 сооружения для опрокидывания вагонеток с углем, клеть, площадка на роликах, 4 буксы, 4 чугунных катка.
― Сооружение при опрокидывающем приборе: 4 сосновых столба, двойная обвязка по периметру сооружения сосновых брусьев, настил из еловых досок, перила из 11 досок.
― 4 сооружения из еловых досок для ссыпки угля. Каждое размером L=1,70 саж. B=0,66 саж. H=0,30 саж., состояло из 2-х продольных стоек и дна.
Помещение угольного склада (литера А1):
― 13 вагонеток для подачи угля из шахты. Каждая состояла: из деревянного ящика, изготовленного из сосновых досок, с дном, без крышки, с применением полосового железа и 2 еловых брусов. Имелись 2 железные оси с 4 чугунными катками (с бортами).
― Сооружение для отбора угольной мелочи размером L=1,70 саж. B=0,66 саж. H=0,30 саж. 2 продольные стенки из еловых досок, по двум продольным брусам. По дну: 22 тяги полосового железа, 8 железных круглых прутов, 3 железных плиты различных размеров.
Во дворе 20 железнодорожных платформ для перевозки угля (своей работы). Каждая ящик без крышки – «Кузов» из сосновых досок. Наружный размер 1,75х1,10х0,27 саж. Использовано: 6 стоек сосновых; 10 сосновых скреп различных размеров; 2 сосновых бруса; 4 сосновых бруса (буфер); при них 4 железных котловых пластины на 16 болтах; 2 крюка заканчивались болтами, каждый крюк железный квадратный; цепь железная о 3-х звеньях; 2 продольных прогона и 2 сосновых поперечных; 4 поперечных тяги; 4 буксы простого типа на резиновых подкладках; 2 железные оси; 4 чугунных катка с бортами; 2 болта с железными подкладками; 4 железные скрепы и 4 скрепы железные, полосные.
Помещение навес для склада угля (литера А2):
― Платформа для ссыпки угля (L=11.10 саж. B=2,00 саж.). Основание изготовлено: из 45 еловых стоек; обвязка по верхнему периметру сооружения еловыми брусьями; продольный прогон; настил по площади еловыми полу бревнами.
Машинное отделение (литера B):
― Шахтная, сдвоенная, горизонтальная, двухцилиндровая паровая машина байонетной системы с 2-мя наматывающими барабанами, одной зубчатой передачей завода «К. Вейхельт в Москве» ( число оборотов в зависимости от нагрузки). При рабочем давлении входящего пара 6 атмосфер развивала 26 действительных лошадиных сил. Каждый наматывающий барабан с 2-мя рядами спиц. Правый барабан снабжался шкивом для торможения.
― Под паровой подъемной машиной кирпичный фундамент высотой 0,45 сажени.
В котельном отделении (литера B1):
― По котельной книге № 51 – горизонтальный, цилиндрический паровой котел с 2-мя кипятильниками, рабочее давление
4 атмосферы.
― По котельной книге № 62 – горизонтальный, ланкаширский паровой котел с 2-мя жаровыми трубами, в которых трубки Галловел (в каждой трубе по 8 штук) завода Гик в Бостоне в Англии. Построен в 1891 году с одним грязевиком и одним сухопарником. Рабочее давление 6 атмосфер, две топки
― Горизонтальный, ланкаширский паровой котел с 2-мя жаровыми трубами, в которых трубки Галловел (в каждой трубе по 8 штук) завода Гик в Бостоне в Англии. Построен в 1891 году с одним грязевиком и одним сухопарником. Рабочее давление 5 атмосфер.
― 2 кирпичных обмуровки. В их крепеж входили 12 нормальных рельс, по периметру круглое железо, железная круглая поперечная тяга, 10 крепежных железных хомутов.
― Кирпичная обмуровка котла. В крепление входило: 4 железнодорожных рельса, по периметру обмуровки круглое железо, 4 крепежных железных хомута.
При отделении находилась круглая, кирпичная дымовая труба (BхBхH). Цоколь: 1.33х1.33х0.23. Поясок круглый, наружный размер D=1.21, H=7.00 саженей. Полная высота трубы: H=7.83 сажени
Котельное отделение (литера B2):
― по котельной книге № 52 – горизонтальный, корнваллийский паровой котел, с одной жаровой трубой и с подогревателем. Рабочее давление 3⅟3 атмосферы, одна топка.
― Кирпичная обмуровка котла. В крепление входило: 4 железнодорожных рельса, по периметру обмуровки круглое железо.
Котельное отделение – литера B3 (во дворе).
― Ящик для сбора конденсата воды, склепан из котельного железа. Полностью находился в земле.
― Ящик для сбора конденсата воды, склепан из котельного железа.
― 5 ящиков для сбора конденсата воды, склепаны из котельного железа. Каждый ящик погружен в землю на глубину 0,57 сажень
Под землей в шахте находились:
― 2 паровых насоса системы «Вортингтон», каждый четверного действия, производительность 3500 ведер в час
― Паровой насос «Автомат» Otto Schwade «№ 13» четверного действия со скальчатыми поршнями. Производительность 7000 ведер в час.
― Крыльчатый насос «Альвейлер № 4».
Сооружения при железной дороги:
― Весы вагонные на 1500 пудов, производства «Людвиг Смит в Москве». Платформа железная, рифленая.
Рельсовый подземный путь в шахте:
― Рельсы рудничные типа «Винь-Оль».
― 31 чугунная плита.
На шахте числилось большое количество инструмента. Укажем отдельный из него: 37 рудничных кирок, 136 стальных шпилей, 5 железных ломов, 47 рудничных ламп «БП», 43 рудничных лопаты, фасонная лопата, 2 железных долота, часы контрольности сторожевые с 7-ю чугунными ящиками, наковальня, кувалда, кузнечный молоток, 3 кузнечных клещей, зубило, бородок, каменное точило
Паровозы:
― Локомотивный, системы «Паровоз-тендер». Построен на Коломенском машиностроительном заводе в период 1891-1892 годов. Рабочее давление до 10 атмосфер. Топочная огневая коробка и днище котла (решетка для труб) из красной меди. Остальные части котла сталь и железо. Дымогарных трубок 116 штук. Заводской № «7348; 10 августа 1891». Значился за № 2510. При паровозе находился инструмент: лопата угольная, скребок для золы, пика, прут для чистки дымовой трубы лом буксовочный, крючок для набивки сальников, трамбовка, пробочник, 2 железных пробки, 2 деревянные пробки, медный молоток, молоток в 5 ф., 2 зубила плоских, острое зубило, отвертка, бидоны для масла на 5 ф. и 20, масленка, 2 фонаря буферных, 2 домкрата, 2 домкратных ломика, 2 трещотки, 9 гаечных ключей, ведро железное для воды, железная кувалда, вальцы различных размеров для дымовой трубы, топор для дров, слесарные тиски, чугунный поворотный круг.
― Паровоз «Магдалена» системы «Паровоз-тендер», четырехколесный, танговый. Построен на Коломенском машиностроительном заводе в 1900 году. Заводской № 25980. Рабочее давление до 11 атмосфер, 116 дымогарных трубок. Значился за № 1342. При паровозе находился инструмент: угольная лопата, крючок для прокалывания шлака, скребок для золы, железная пика для топки, лопата для шлака, бедок для масла в 15 ф., смазочная масленка в 1 ф., ложка для сала, 2 обыкновенных буферных фонаря, 2 фонаря для мапом., 2 сигнальных флага в чехлах, 9 ключей, трамбовка для заколачивания пробок, 10 железных пробок для дымовых труб, паровозный домкрат, слесарная трещотка, лом буксовочный, ключ французский
Железнодорожная ветка от станции Щекино к шахте «Вера» с ответвлениями, обслуживающими отдельные заводы Товарищества.
Как мы видим, что впервые произошло упоминание названия описываемой шахты «Вера» (л. 50 д. 546 оп. 5 ф. 4 ГУ ГАТО; в деле 56 листов). Но хочется повторится, что на момент описания шахты в 1912 году, уголь добывали только из ее недр. Ранее Товариществом Р. Гилль уже были выработаны 10 шахт и возможно они имели свое название.
Кратко опишем железнодорожный путь, основная часть которого проходила по насыпи и в выемках. Ширина колеи – обыкновенная широкая колея железнодорожного пути. Шпалы (полубревна) сосновые, расстояние между ними 0,37 сажени. При каждой шпале 4 костыля железнодорожного типа. Рельсы скреплены друг с другом пластинками полосного железа. При каждой пластине 4 болта с круглыми головками и 6-и гранными.
№ пикета |
Длина саж. |
Курган |
Выемка |
Примечание |
0 |
0 |
+ |
- |
1 ж. д стрелка |
1 |
20 |
+ |
- |
Примыкала к станционному ж. д. пути |
2 |
10 |
+ |
- |
|
3 |
16 |
о |
- |
|
4 |
50 |
+ |
- |
|
5 |
50 |
+ |
- |
|
6 |
40 |
+ |
- |
Переезд. Настил из сосновых досок 4.0х2,5 саж. |
7 |
50 |
+ |
- |
|
8 |
10 |
+ |
+ |
|
9 |
27 |
+ |
+ |
|
10 |
20 |
+ |
+ |
|
11 |
4.70 |
+ |
+ |
|
12 |
6.10 |
+ |
выем |
ки нет, путь пересекает шоссейная дорога |
13 |
1.0 |
+ |
+ |
|
14 |
31.90 |
+ |
+ |
|
15 |
22.0 |
+ |
+ |
|
16 |
2.0 |
+ |
о |
|
17 |
2.30 |
о |
о |
Переезд. Настил из сосновых досок 2.35х2.00 |
18 |
1.30 |
- |
+ |
|
19 |
33.40 |
- |
+ |
Отсюда путь идет в две колеи (заводской двор). Длина двойной колеи 73.4 саж. |
20 |
10 |
о |
о |
|
21 |
20 |
о |
о |
|
22 |
10 |
+ |
- |
Конец 2-й колеи. 1 глухая стрелка, 1 стрелка ж. д. типа Мост. |
24 |
15.60 |
+ |
- |
1 ж. д. стрелка. Начало ответвления на цементный завод. |
25 |
10 |
+ |
- |
|
26 |
10 |
+ |
- |
|
27 |
4.90 |
+ |
- |
|
28 |
10 |
+ |
- |
Примыкает к насыпи отвода к пути кирпичного завода |
29 |
10 |
+ |
- |
водянистый |
30 |
50 |
+ |
- |
1 стрелка железнодорожного типа |
31 |
13 |
+ |
- |
|
32 |
2.0 |
о |
- |
Шоссейная дорога |
33 |
3.0 |
о |
- |
будка |
34 |
5.0 |
+ |
- |
водянистый |
35 |
50 |
+ |
- |
|
36 |
10 |
+ |
- |
|
37 |
3.0 |
+ |
+ |
1 железнодорожная стрелка |
38 |
4.0 |
+ |
+ |
Депо, водослив |
39 |
10 |
+ |
+ |
2-ной путь |
40 |
5.80 |
+ |
+ |
3 колеи |
41 |
9.10 |
+ |
+ |
Вновь одна колея |
42 |
2.0 |
+ |
о |
железнодорожная стрелка |
43 |
30 |
о |
о |
Путь 2 колейный |
44 |
10 |
+ |
о |
" |
45 |
8.70 |
о |
- |
" |
46 |
10 |
+ |
- |
" |
47 |
50 |
+ |
- |
Двойной путь,1 глухая стрелка, 1 железнодорожная стрелка |
48 |
30 |
+ |
- |
Двойной путь |
49 |
10 |
+ |
- |
" |
50 |
10 |
+ |
- |
1 глухая стрелка, двойной путь |
51 |
10 |
+ |
- |
Железнодорожная стрелка, двойной путь |
52 |
10 |
+ |
- |
|
53 |
20 |
+ |
- |
|
54 |
30 |
+ |
- |
|
55 |
20 |
+ |
- |
|
56 |
30 |
+ |
- |
|
57 |
40 |
+ |
- |
|
58 |
30 |
+ |
- |
|
59 |
40 |
+ |
- |
|
60 |
30 |
+ |
- |
|
61 |
30 |
+ |
- |
|
62 |
50 |
+ |
- |
|
63 |
20 |
+ |
- |
|
64 |
10 |
+ |
- |
|
65 |
20 |
о |
- |
|
66 |
20 |
о |
- |
|
67 |
10 |
+ |
+ |
|
68 |
20 |
+ |
+ |
|
69 |
20 |
о |
+ |
|
70 |
10 |
о |
о |
|
71 |
2 |
о |
о |
|
72 |
10 |
+ |
- |
|
73 |
30 |
+ |
- |
|
74 |
40 |
+ |
- |
|
75 |
10 |
+ |
- |
водянистый |
76 |
30 |
о |
о |
Стрелка ж. д. типа, двойной путь |
77 |
50 |
о |
о |
Глухая стрелка |
Ответ |
влиять |
пути |
к это |
ментному заводу |
1 |
0 |
о |
о |
|
2 |
50 |
о |
о |
|
3 |
10 |
+ |
о |
|
4 |
20 |
+ |
о |
|
5 |
10 |
+ |
о |
|
6 |
10 |
+ |
о |
В конце десятой сажени пикета ветка сливается с магистралью. |
Ответ |
влиять |
к кир. |
заво |
ду и склада цемента |
1 |
0 |
+ |
- |
Сливается магистралью |
2 |
10 |
+ |
- |
|
3 |
20 |
+ |
- |
|
4 |
2,0 |
+ |
- |
|
5 |
10 |
+ |
- |
|
6 |
10 |
+ |
- |
|
7 |
10 |
о |
- |
|
8 |
50 |
о |
- |
|
9 |
50 |
о |
- |
|
10 |
30 |
о |
- |
Весь выработанный уголь предназначался для вольной продажи. В сутки его добывалось до 3000 пудов. Сам по себе уголь был плохого качества и по характеру относился к молодым месторождениям. По внешнему виду: слоистого сложения, хрупок, поверхность грязно-черная, тусклая. Уголь содержал до 30% (иногда до 50%) золы, на воздухе при хранении тлел и обращался в серую золоподобную труху. В виду таких плохих своих качеств, добываемый продукт на рынок не шел, а только исключительно шел на нужды Товарищества. В угольных пластах встречались прослойки железного колчедана, который шел на химический завод Товарищества для выработки H2SO4 (серной кислоты). Встречались при прохождении шахты пласты CaCO3 (в известняке) и некоторые сорты серых (огнеупорных) глин. CaCO3 шло на изготовление извести, а глина для огнеупорных и шамотных изделий. Всего за год было добыто 1034491 пудов готового продукта, а также полуфабрикатов: 31802 пудов сернистых соединений (железный колчедан), 18675 пудов комовой глины на гончарные изделия. Выработка готового продукта обошлась в 22258 рублей 55 копеек. Факты применения лошадиной тяги не упоминаются.
В 1912 год на шахте числилось 79 шахтеров, из которых 55 человек было местные, а остальные работали поденно. У местных шахтеров заработная плата была 94 копейки, у поденщиков от 40 копеек до 75. Это было связано по всей видимости от категории выполняемых работ. В состав рабочих шахты также входили: машинист с зарплатой 20 рублей в месяц; 4 кочегара – 16 рублей 50 копеек в месяц; 2 сторожа – 12 рублей в месяц; 2 насосника – 20 рублей в месяц; 3 грузчика, работавшие сдельно и заработавшие в год 546 рублей 60 копеек. В состав администрации входили 2 десятника, оба были русской национальности. Один получал жалованье в сумме 360 рублей в год и проработал на должностях десятника 18 лет, другой проработал 4 года и получал на шахте заработную плату 216 рублей в год.
Исследования истории «Товарищества каменноугольных копей и химических заводов Р. Гилль» продолжаются.
Лауреат всероссийской литературной премии «Левша» имени Н. С. Лескова краевед Огнев В. М. 2021 год.