1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
  • Баннер

Шахта "Вера"

       Оценочное исследование фабрик и заводов Тульской губернии было начато в 1912 году и преследовало две задачи: определить нормальную стоимость недвижимого имущества фабрик и заводов и установить его доходность. Исследованию подлежали: здания, сооружения, машины, группировки рабочих, экономические сведения и др. Оценка фабрик и заводов проводилась и Крапивенском уезде. Рассмотрим отдельные позиции исследования каменноугольной копи Товарищества каменноугольных копей и химических заводов Р. Гилль, расположенной с. Колпна Ясенковской волости. (далее - жми подробнее)

       Каменноугольная копи (Копи – устаревшее название сооружения для наземной и подземной разработки полезных ископаемых) Товарищества Р. Гилль – это самостоятельное целое промышленное предприятие. Добыча угля шло по мере потребности, т. к. заводы , потребляющие уголь работали с перерывами. Но некоторые машины шахт работали беспрерывно, в число которых входили насосы. Продолжительность рабочего сезона была очень неравномерна. Объяснялось это количеством рабочих, которые приходили по мере окончания своих дел в деревне. Число рабочих дней ежедневной работы составляло – 288.

       Как уже говорилось ранее, описываемое копи находилось в селении Колпна Ясенковской волости Крапивенского уезда. Владельцем являлось «Товарищество каменноугольных копей и химических заводов Р. Гилль». Территория шахты находилась на земле, принадлежащей Товариществу, занимала 400 кв. сажень. На данной местности располагались постройки шахты. Это была по счету 11-ая шахта, которая основана в 1900 году. Первая шахта с целью добычи каменного угля заложена Р. Гилль в 1870 году и до 1912 года их было выработано 10. Процитируем запись из документа об этом факте: «Первая шахта с целью добычи каменнаго угля была заложена Р. Гиллем в 1870 году. До настоящаго времени выработано уже 10 шахт; описываемая в настоящее время, по счету 11-ая, заложена в 1900 году». Расстояние от шахты  до г. Тулы составляло 21 версту, до уездного городка Крапивна – 18 верст. Администрация шахты находилась в г. Москве (главная контора) и при  Товариществе в Колпне (управляющий). Ближайшим селением являлась Колпна (примыкала), а железнодорожная станция Щекино находилась в 1,5 верстах, Ясенковская почтово-телеграфная контора также находилась в 1,5 верстах. Через усадьбу проходил Киевский тракт. Строительные материалы получали в г. Алексин.

       Какие здания находились на территории шахты? Для описания используем план построек. В северной части находилось здание неопределенной конфигурации (литеры А, А1, А2, А3). Часть здания (литеры А, А1, ) было двухэтажным. Помещение подъемной машины (литера А) было размером 3,50х3,50. Из помещения подъемной машины был выход (ширина 1,70)  в угольный склад (литера А1), который был длиною 2,90. Продолжал здание навес для склада угля (литера  А2) размером 1,70х11,10, а заканчивал строение еще один склад угля (литера А3) размером 3,55х11,10. К этим складам  (литера А2, А3) подходил железнодорожный путь, переходящий перед зданием в двойной, которые заканчивались за складами земляными упорами. За этим зданием – южнее, располагалось другое строение. Вход (с южной стороны) в это строение был через сени (литера B4). Недалеко от сеней стояла дымовая труба. Вход осуществлялся через сени в машинное отделение (литера B), которое размером (3,33х5,85). Примыкающее помещение размером 6,85х7,10 (литеры B1, B2, B3), было разделено на три части: большое помещение  (литера B1) размером (5,85х4,70) предназначалось для котельного отделения; второе меньшее размером 6,85х2,40 (литера B2) – также для котельного отделения; третье помещение размером 1,00х4,70 (литера B3), (соприкасающееся длинной стороной с большим отделением, малой стороной с другим отделением). Западнее этих зданий были расположены еще два строения: контора и сарай для инструмента. Контора состояла из трех помещений: 1-ое – (литера С1) размером 2,00х2,00; 2-ое – (литера С2) размером 0,75х0,62; 3-е – (литера С3) размером 2,00х0,75. Сарай для инструментов (литера Д) представлял собой строение размером 1,90х3,50. Размер указывался в саженях.

А теперь рассмотрим какие механизмы, сооружения, вспомогательное оборудование и инструменты находились в помещениях.

                                     Помещение подъемной машины (литера А):

― Сооружения при клети. При передат. роликах: настил из сосновых досок; обвязка сосновая по периметру из липовых брусьев; 6 сосновых столбов; 6 сосновых укосин; 3 сосновых  перемычки; 3 столба.

― Подъемник: состоял из 2-х деревянных платформ. Каждая размером 0,70х0,40 саж., изготовленные из еловых досок и по низу обшиты котловым железом. По периметру платформы железные полосы. Для придания определенных характеристик изделия использовались: 2 железные тяги, 3 еловых бруса различных размеров, 4 круглые железные стойки. Применялись 4 решетки. На каждую расходовалось 4 тяги из полосного железа, 8 круглых железных прутьев, 2 укосины из полосного железа, 2 тяги. Платформа была приклеплена к тросу через чугунный ползун. Также использовались круглый железный хомут, круглый болт, петля для прикрепления троса и 2 дубовые направляющие пластины для ползунков.

― Шахтный колодезь. Его размеры: L=1,70 c. B=1,50 с. Н=32,0 с. Толщина слоев и характер пород, которые приходилось проходить, были зарисованы на карте, но в деле ее не оказалось. Сруб: стенки шахтного колодца на всем протяжении обшиты еловыми брусьями. Через каждую сажень (по периметру сруба) проходила обвязка из еловых бревен. По высоте всего шахтного колодца шли: 9 сосновых стоек (в некоторой части еловые). Каждая из брусьев среднего диаметра 7 вершков.

― Сооружение ( при спуске в шахту). Состояло из 12 еловых столбов, 10 укосин, 2 прогона длиной 3,50 и 2 прогона длиной  3,40. Имелась деревянная лестница для спуска в шахту длиной 32 сажени и шириной 0,25. Состояла из 16 маршей.

На дворе находился деревянный желоб для отвода воды, подаваемой насосами из шахты. Состоял из 2-х продольных елового теса стенок и одной по плоскости дна и 3-х деревянных скреп.

Стоимость прохождения 1 сажени шахты данного размера в глубь, определялась в среднем – 1000 рублей (по данным заведующим заводами и копями).

        Помещение подъемной машины и угольный склад (литеры А, А1):

― 3 сооружения для опрокидывания вагонеток с углем, клеть, площадка на роликах, 4 буксы, 4 чугунных катка.

― Сооружение при опрокидывающем приборе: 4 сосновых столба, двойная обвязка по периметру сооружения сосновых брусьев, настил из еловых досок, перила из 11 досок.

― 4 сооружения из еловых досок для ссыпки угля. Каждое размером L=1,70 саж. B=0,66 саж. H=0,30 саж., состояло из 2-х продольных стоек и дна.

Помещение угольного склада (литера А1):

― 13 вагонеток для подачи угля из шахты. Каждая состояла: из деревянного ящика, изготовленного из сосновых досок, с дном, без крышки, с применением полосового железа и 2 еловых брусов. Имелись 2 железные оси с 4 чугунными катками (с бортами).

― Сооружение для отбора угольной мелочи размером L=1,70 саж. B=0,66 саж. H=0,30 саж. 2 продольные стенки из еловых досок, по двум продольным брусам. По дну: 22 тяги полосового железа, 8 железных круглых прутов, 3 железных плиты различных размеров.

       Во дворе 20 железнодорожных платформ для перевозки угля (своей работы). Каждая ящик без крышки – «Кузов» из сосновых досок. Наружный размер 1,75х1,10х0,27 саж. Использовано: 6 стоек сосновых; 10 сосновых скреп различных размеров; 2 сосновых бруса; 4 сосновых бруса (буфер); при них 4 железных котловых пластины на 16 болтах; 2 крюка заканчивались болтами, каждый крюк железный квадратный; цепь железная о 3-х звеньях; 2 продольных прогона и 2 сосновых поперечных; 4 поперечных тяги; 4 буксы простого типа на резиновых подкладках; 2 железные оси; 4 чугунных катка с бортами; 2 болта с железными подкладками; 4 железные скрепы и 4 скрепы железные, полосные.

Помещение навес для склада угля (литера  А2):

― Платформа для ссыпки угля (L=11.10 саж. B=2,00 саж.). Основание изготовлено: из 45 еловых стоек; обвязка по верхнему периметру сооружения еловыми брусьями; продольный прогон; настил по площади еловыми полу бревнами.

Машинное отделение (литера B):

― Шахтная, сдвоенная, горизонтальная, двухцилиндровая паровая машина байонетной системы с 2-мя наматывающими барабанами, одной зубчатой передачей завода «К. Вейхельт в Москве» ( число оборотов в зависимости от нагрузки). При рабочем давлении входящего пара 6 атмосфер развивала 26 действительных лошадиных сил. Каждый наматывающий барабан с 2-мя рядами спиц. Правый барабан снабжался шкивом для торможения.

― Под паровой подъемной машиной кирпичный фундамент высотой 0,45 сажени.

В котельном отделении (литера B1):

― По котельной книге № 51 – горизонтальный, цилиндрический паровой котел с 2-мя кипятильниками, рабочее давление

4 атмосферы.

― По котельной книге № 62 – горизонтальный, ланкаширский паровой котел с 2-мя жаровыми трубами, в которых трубки Галловел (в каждой трубе по 8 штук) завода Гик в Бостоне в Англии. Построен в 1891 году с одним грязевиком и одним сухопарником. Рабочее давление 6 атмосфер, две топки

― Горизонтальный, ланкаширский паровой котел с 2-мя жаровыми трубами, в которых трубки Галловел (в каждой трубе по 8 штук) завода Гик в Бостоне в Англии. Построен в 1891 году с одним грязевиком и одним сухопарником. Рабочее давление 5 атмосфер.

― 2 кирпичных обмуровки. В их крепеж входили 12 нормальных рельс, по периметру круглое железо, железная круглая поперечная тяга, 10 крепежных железных хомутов.

― Кирпичная обмуровка котла. В крепление входило: 4 железнодорожных рельса, по периметру обмуровки круглое железо, 4  крепежных железных хомута.

       При отделении находилась круглая, кирпичная дымовая труба (BхBхH). Цоколь: 1.33х1.33х0.23. Поясок круглый, наружный размер D=1.21, H=7.00 саженей. Полная высота трубы: H=7.83 сажени

Котельное отделение (литера B2):

― по котельной книге № 52 – горизонтальный, корнваллийский паровой котел, с одной жаровой трубой и с подогревателем. Рабочее давление 3⅟3 атмосферы, одна топка.

― Кирпичная обмуровка котла. В крепление входило: 4 железнодорожных рельса, по периметру обмуровки круглое железо.

Котельное отделение – литера B3 (во дворе).

― Ящик для сбора конденсата воды, склепан из котельного железа. Полностью находился в земле.

― Ящик для сбора конденсата воды, склепан из котельного железа.

― 5 ящиков для сбора конденсата воды, склепаны из котельного железа. Каждый ящик погружен в землю на глубину 0,57 сажень

Под землей в шахте находились:

― 2 паровых насоса системы «Вортингтон», каждый четверного действия, производительность 3500 ведер в час

― Паровой насос «Автомат» Otto Schwade «№ 13» четверного действия со скальчатыми поршнями. Производительность 7000 ведер в час.

― Крыльчатый насос «Альвейлер № 4».

Сооружения при железной дороги:

― Весы вагонные на 1500 пудов, производства «Людвиг Смит в Москве». Платформа железная, рифленая.

Рельсовый подземный путь в шахте:

― Рельсы рудничные типа «Винь-Оль».

― 31 чугунная плита.

       На шахте числилось большое количество инструмента. Укажем отдельный из него: 37 рудничных кирок, 136 стальных шпилей, 5 железных ломов, 47 рудничных ламп «БП», 43 рудничных лопаты, фасонная лопата, 2 железных долота,  часы контрольности сторожевые с 7-ю чугунными ящиками, наковальня, кувалда, кузнечный молоток, 3 кузнечных клещей, зубило, бородок, каменное точило

Паровозы:

― Локомотивный, системы «Паровоз-тендер». Построен на Коломенском машиностроительном заводе в период 1891-1892 годов. Рабочее давление до 10 атмосфер. Топочная огневая коробка и днище котла (решетка для труб) из красной меди. Остальные части котла сталь и железо. Дымогарных трубок 116 штук. Заводской № «7348; 10 августа 1891». Значился за № 2510. При паровозе находился инструмент: лопата угольная, скребок для золы, пика, прут для чистки дымовой трубы лом буксовочный, крючок для набивки сальников, трамбовка, пробочник, 2 железных пробки, 2 деревянные пробки, медный молоток, молоток в 5 ф., 2 зубила плоских, острое зубило, отвертка, бидоны для масла на 5 ф. и 20, масленка, 2 фонаря буферных, 2 домкрата, 2 домкратных ломика, 2 трещотки, 9 гаечных ключей, ведро железное для воды, железная кувалда, вальцы различных размеров для дымовой трубы, топор для дров, слесарные тиски, чугунный поворотный круг.

― Паровоз «Магдалена» системы «Паровоз-тендер», четырехколесный, танговый. Построен на Коломенском машиностроительном заводе в 1900 году. Заводской № 25980. Рабочее давление до 11 атмосфер, 116 дымогарных трубок. Значился за № 1342. При паровозе находился инструмент: угольная лопата, крючок для прокалывания шлака, скребок для золы, железная пика для топки, лопата для шлака, бедок для масла в 15 ф., смазочная масленка в 1 ф., ложка для сала, 2 обыкновенных буферных фонаря, 2 фонаря для мапом., 2 сигнальных флага в чехлах, 9 ключей, трамбовка для заколачивания пробок, 10 железных пробок для дымовых труб, паровозный домкрат, слесарная трещотка, лом буксовочный, ключ французский

Железнодорожная ветка от станции Щекино к шахте «Вера» с ответвлениями, обслуживающими отдельные заводы Товарищества.

       Как мы видим, что впервые произошло упоминание названия описываемой шахты «Вера» (л. 50 д. 546 оп. 5 ф. 4 ГУ ГАТО; в деле 56 листов). Но хочется повторится, что на момент описания шахты в 1912 году, уголь добывали только из ее недр. Ранее Товариществом Р. Гилль уже были выработаны 10 шахт и возможно они имели свое название.

       Кратко опишем железнодорожный путь, основная часть которого проходила по насыпи и в выемках. Ширина колеи – обыкновенная широкая колея железнодорожного пути. Шпалы (полубревна) сосновые, расстояние между ними 0,37 сажени. При каждой шпале 4 костыля железнодорожного типа. Рельсы скреплены друг с другом пластинками полосного железа. При каждой пластине 4 болта с круглыми головками и 6-и гранными.

 

№ пикета

Длина саж.

Курган

Выемка

Примечание

0

0

+

-

1 ж. д стрелка

1

20

+

-

Примыкала к станционному ж. д. пути

2

10

+

-

3

16

о

-

4

50

+

-

5

50

+

-

6

40

+

-

Переезд. Настил из сосновых досок 4.0х2,5 саж.

7

50

+

-

8

10

+

+

9

27

+

+

10

20

+

+

11

4.70

+

+

12

6.10

+

выем

ки нет, путь пересекает шоссейная дорога

13

1.0

+

+

14

31.90

+

+

15

22.0

+

+

16

2.0

+

о

17

2.30

о

о

Переезд. Настил из сосновых досок 2.35х2.00

18

1.30

-

+

19

33.40

-

+

Отсюда путь идет в две колеи (заводской двор). Длина двойной колеи 73.4 саж.

20

10

о

о

21

20

о

о

22

10

+

-

Конец 2-й колеи. 1 глухая стрелка, 1 стрелка ж. д. типа Мост.

24

15.60

+

-

1 ж. д. стрелка. Начало ответвления на цементный завод.

25

10

+

-

26

10

+

-

27

4.90

+

-

28

10

+

-

Примыкает к насыпи отвода к пути кирпичного завода

29

10

+

-

водянистый

30

50

+

-

1 стрелка железнодорожного типа

31

13

+

-

32

2.0

о

-

Шоссейная дорога

33

3.0

о

-

будка

34

5.0

+

-

водянистый

35

50

+

-

36

10

+

-

37

3.0

+

+

1 железнодорожная стрелка

38

4.0

+

+

Депо, водослив

39

10

+

+

2-ной путь

40

5.80

+

+

3 колеи

41

9.10

+

+

Вновь одна колея

42

2.0

+

о

железнодорожная стрелка

43

30

о

о

Путь 2 колейный

44

10

+

о

"

45

8.70

о

-

"

46

10

+

-

"

47

50

+

-

Двойной путь,1 глухая стрелка, 1 железнодорожная стрелка

48

30

+

-

Двойной путь

49

10

+

-

"

50

10

+

-

1 глухая стрелка, двойной путь

51

10

+

-

Железнодорожная стрелка, двойной путь

52

10

+

-

53

20

+

-

54

30

+

-

55

20

+

-

56

30

+

-

57

40

+

-

58

30

+

-

59

40

+

-

60

30

+

-

61

30

+

-

62

50

+

-

63

20

+

-

64

10

+

-

65

20

о

-

66

20

о

-

67

10

+

+

68

20

+

+

69

20

о

+

70

10

о

о

71

2

о

о

72

10

+

-

73

30

+

-

74

40

+

-

75

10

+

-

водянистый

76

30

о

о

Стрелка ж. д. типа, двойной путь

77

50

о

о

Глухая стрелка

Ответ

влиять

пути

к это

ментному заводу

1

0

о

о

2

50

о

о

3

10

+

о

4

20

+

о

5

10

+

о

6

10

+

о

В конце десятой сажени пикета ветка сливается с магистралью.

Ответ

влиять

к кир.

заво

ду и склада цемента

1

0

+

-

Сливается магистралью

2

10

+

-

3

20

+

-

4

2,0

+

-

5

10

+

-

6

10

+

-

7

10

о

-

8

50

о

-

9

50

о

-

10

30

о

-

       Весь выработанный уголь предназначался для вольной продажи. В сутки его добывалось до 3000 пудов. Сам по себе уголь был плохого качества и по характеру относился к молодым месторождениям. По внешнему виду: слоистого сложения, хрупок, поверхность грязно-черная, тусклая. Уголь содержал до 30% (иногда до 50%) золы, на воздухе при хранении тлел и обращался в серую золоподобную труху. В виду таких плохих своих качеств, добываемый продукт на рынок не шел, а только исключительно шел на нужды Товарищества. В угольных пластах встречались прослойки железного колчедана, который шел на химический завод Товарищества для выработки H2SO4 (серной кислоты). Встречались при прохождении шахты  пласты CaCO3 (в известняке) и некоторые сорты серых (огнеупорных) глин. CaCO3 шло на изготовление извести, а глина для огнеупорных и шамотных изделий. Всего за год было добыто 1034491 пудов готового продукта, а также полуфабрикатов: 31802 пудов сернистых соединений (железный колчедан), 18675 пудов комовой глины на гончарные изделия. Выработка готового продукта обошлась в 22258 рублей 55 копеек. Факты применения лошадиной тяги не упоминаются.

       В 1912 год на шахте числилось 79 шахтеров, из которых 55 человек было местные, а остальные работали поденно. У местных шахтеров заработная плата была 94 копейки, у поденщиков от 40 копеек до 75. Это было связано по всей видимости от категории выполняемых работ. В состав рабочих шахты также входили: машинист с зарплатой 20 рублей в месяц; 4 кочегара – 16 рублей 50 копеек в месяц; 2 сторожа – 12 рублей в месяц; 2 насосника – 20 рублей в месяц; 3 грузчика, работавшие сдельно и заработавшие в год 546 рублей 60 копеек. В состав администрации входили 2 десятника, оба были русской национальности. Один получал жалованье в сумме 360 рублей в год и проработал на должностях десятника 18 лет, другой проработал 4 года и получал на шахте заработную плату 216 рублей в год.

       Исследования истории  «Товарищества каменноугольных копей и химических заводов Р. Гилль» продолжаются.

 Лауреат всероссийской литературной премии «Левша» имени Н. С. Лескова краевед Огнев В. М. 2021 год.

 

 

 

Joomla