1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
  • Баннер

Невидимый подвиг

 

        28 октября 1941 года гитлеровцы ворвались в г. Щекино и с первого же дня установили свой оккупационный режим. И с этого же дня жители находились под угрозой смерти, в отношении их начались издевательства со стороны оккупантов, грабежи. За любое неповиновение следовал расстрел. Были расстреляны пионер Петя Чаадаев, комсомолец Игорь Иванов, парторг шахты Царьков Н. Г., семья Ситниковых и другие. Щекинцы чтут память о своих героях.

       Но мы почти как-то забыли про подвиг, совершенный в дни оккупации работниками здравоохранения и простыми гражданами города Щекино. (Далее жми подробнее) Они не стреляли в оккупантов, не взрывали машины врага, не резали немецкую телефонную связь – они просто лечили раненых пленных советских бойцов. Они в каждую минуту могли быть также расстреляны, но они спасли жизнь 92-м пленным красноармейцам.

       Остановимся более подробно на этом факте. А начнем с выдержки из рассказа фельдшера М. А. Королева: «14.11.41. ко мне зашел рабочий г. Щекина (фамилии не знаю): говорит, зав. аптекой просил придти, перевязать раненого. Прихожу в аптеку, спрашиваю, где и кто ранен, нуждается в помощи? Зав. аптекой говорит, что в помещении артели инвалидов есть раненые русские бойцы. Взяв у него перевязочный материал, бинты, вату и требующиеся медикаменты, направился в дом артели инвалидов. О ужас, что я увидел. В небольшом помещении бывшей скобяной мастерской, размером 4x4, лежало 14 русских бойцов под станками, <в> грязи и навозе, тяжело раненый из коих один не мог двигаться без посторонней помощи. Повязки промокли, на поверхности с запекшейся кровью, с резким удушающим запахом, почерневшие лица, заострившиеся носы, с запекшимися губами. Когда я заговорил с ними, мне преставилось, что звук исходил как бы из глубины могилы — это живые трупы» (В своем рассказе Королевым не упоминаются фамилии других участников спасения раненых пленных красноармейцев. Часть из них установлена и расскажем о них ниже).

      Во время оказания медицинской помощи, в помещение зашел немецкий переводчик и сказал, что необходимо убрать раненых, иначе их выбросят во двор. Королев попросил их оставить на одну ночь.

       Королев сделал перевязки и пошел домой. По дороге им было решено, что помещение для раненых подыщут на окраине города, не на виду у немецких солдат. Утром, после окончания комендантского часа, были организованы поиски помещения на окраине города. Выбор выпал на небольшой деревянный фанерный домик, с одной стороны фанерный барак, с другой — дома, с третьей сараи и последний сарай, конец двора, контора геологоразведки, дом с уцелевшей крышей и стенами, оконные стекла выбиты, внутри грязь, мусор, ломаная мебель, стол, стулья, шкафы и битое стекло (авт. на ул. Орджоникидзе).

       Чтобы привезти раненых красноармейцев в одно из этих помещений, нужно было привести его в состояние, пригодное для нахождения людей. Приглашенные женщины убрали и отопили выбранное помещение для раненых, а столяр застеклил оконные просветы часть имеющимся стеклом, часть – фанерой, чтобы было достаточно светло, не дул ветер и не несло снег в помещение. Из общежития рабочих Первомайского поселка (авт. так называлась часть территории, расположенная между ул. ул. Куприянова и Первомайская) были принесены несколько кроватей и постельное белье.

       С большими трудностями и осторожностью были перевезены раненые. На повозку клали не более трех человек, прикрыв их каким-нибудь тряпьем. Рассчитывали, что, если немецкие солдаты будут спрашивать, куда везете, то представлять их разбомбленными ранеными крестьянами, которых везли на перевязку к доктору.

        Во время перевозки раненых выяснилось, что один умер, а другой отсутствовал. Что с ним произошло неизвестно.

       Уход и лечение за пленными ранеными бойцами  осуществлялся работниками щекинских больниц и поликлиник. Им в доверительных беседах было сообщено о совершившемся факте, и они пришли на помощь пленным раненым.

       Вот что рассказывала врач Антонова Александра Ивановна, находившаяся в группе медработников, оказывающих помощь раненым военнопленным: «… Через несколько дней после занятия города фашистами, приходит ко мне Валентина Александровна Шведова педиатр. Мы с ней были большие друзья, совсем как родные сестры. И вот она говорит: Знаешь Саша, люди рассказывают, что тут в двух бараках лежат наши пленные – раненые бойцы. Немцы их бросили без всякой медицинской помощи, без пищи. Что делать будем? А у меня так и захолонуло сердце, вспомнила мужа своего: ведь, может он где-нибудь в такую же беду попал. Нет, нельзя бросить своих солдат! И без единого слова мы вместе с Валентиной Александровной поспешили к ним. Одна группа раненых красноармейцев находилась в доме на улице Орджоникидзе (до войны в нем, если я не ошибаюсь, размещалась какая-то контора углеразведки, сейчас там скорая станция скорой помощи). Вошли мы и увидели страшную картину: раненые лежали прямо на полу, на соломе: грязные, пропитанные кровью бинты у многих свалились, отовсюду несутся стоны. Вместе с Валентиной Александровной взялись мы выхаживать наших бойцов. К нам на помощь пришла медсестра Екатерина Федоровна Тюрикова и другие работники больниц. Мы делали небольшие операции, лечили раны – огнестрельные, рваные, колотые, накладывали гипс на переломы».

       Но стоял и другой проблемный вопрос – это накормить раненых. Также в доверительных беседах об этой проблеме было сообщено отдельным щекинцам. Подвергшее ограблению немецкими захватчиками население стало приносить продукты питания пленным раненым бойцам Красной Армии, делясь последним куском хлеба. Приносили кто что мог: блины, вареное мясо, огурцы, капусту, картофель. На полноценное питание никто не мог рассчитывать, но только за счет населения было организовано очень скудное питание. Немецкое командование не принимало ни каких мер по организации питания военнопленных. В дальнейшем женщины приносили даже супы. Варвара Васильевна Агафонова в протоколе допроса  в сентябре 1943 года поясняла, что в поселок были привезены раненые красноармейцы и она ходила по поселку и собирала для них продукты, готовила обеды. Незначительное количество хлеба тайно от немцев выделяли с пекарни.

       Аптекой в г. Щекино заведовал Полубояров. Он в тайне от немецких захватчиков выделял медикаменты, перевязочный материал из уцелевших у него запасов.

        Пленных раненых красноармейцев в общей сложности оказалось около 100 человек. Они были размещены в двух местах: на ул. Орджоникидзе и в бараке около станции Лесной. И вновь мы возвратимся к воспоминаниям Антоновой Александры Ивановны: «Все силы оккупантов были брошены к Туле. Но и наш «госпиталь» они не забывали. Через день приходили и спрашивали: «Этот здоров? Этот уже может ходить?» Мы знали, что тех, кто поднимался на ноги, гитлеровцы куда-то угоняли. И чтобы спасти людей, всячески затягивали лечение, скрывали выздоровление. Главное было – оттянуть, выиграть время».

Недостаток медикаментов, перевязочных материалов, продуктов питания, простые медицинские инструменты, санитарные условия нахождения раненых – все это также сказалось на судьбе отдельных раненых. Несмотря на героические усилия медицинских работников, населения за время нахождения «госпиталя» умерло 4 человека.

        17 декабря 1941 года стремительным штурмом город Щекино был освобожден полками 217 СД под командованием комбрига генерал-майора Трубникова Кузьмы Петровича. В донесении в штаб 50 Армии им докладывалось, что «освобождено наших пленных раненых красноармейцев 92 чел.».

Этот факт отражен и в журнале боевых действий Западного фронта за 17 декабря: «При захвате ЩЕКИНО уничтожено 250 человек противника и освобождено из плена 92 раненых красноармейца».

     После освобождения г. Щекино, раненые бойцы были отправлены в госпитали города Тулы. А работники медицины и лица, участвующие в лечении раненых приступили к восстановлению мирной жизни в родном городе.

А теперь приведем данные лиц, участвовавших в лечении пленных раненых бойцов, о которых имеются скудные сведения.

Антонова Александра Ивановна.

В 1935 году окончила 1-й Московский медицинский институт и приехала в г. Щекино. Встречаются упоминания о ее рабочей деятельности в документах Щекинского муниципального архива с 1938 года. Работала на различных должностях в медицинских учреждениях г. Щекино: врачом детской комнаты при роддоме, врачом роддома, заведующей роддома, детской консультацией, поликлиники. Муж Сотников Ф. И. был учителем химии. Имела двух детей: сын Юрий, дочь Надежда.

Шведова Валентина Александровна прибыла на работу в г. Щекино по направлению наркомздрава. Зачислена с 13 февраля 1939 года врачом Щекинской детской консультации (приказ Щекинского отдела здравоохранения № 10 от 14 февраля 1939 года).  Работала на различных должностях в медицинских учреждениях г. Щекино.

Тюрина Екатерина Федоровна. Встречаются упоминания о ее рабочей деятельности в документах Щекинского муниципального архива с 1938 года. Работала на различных должностях в медицинских учреждениях г. Щекино: ст. медсестра поликлиники, корьевого отряда санлаборатории и др.

Никихина Прасковья Яковлевна 1905 г. р., проживала д. Малые Озерки, имела двоих детей, работала в должности медсестры в различных медицинских  учреждениях г. Щекино.  

Королев Михаил Алексеевич сын крестьянина, специальность –  фельдшер. В Щекинском районе работал с 1919 г., в Щекино с 1924 г. в городской поликлинике, заведовал врачебным здравпунктом шахты №7 треста «Щекинуголь». Проживал г. Щекино ул. Пионерская д. 30.

Агафонова Варвара Васильевна 1891 г. р., урож. г. Черни, образование среднее, до 1917 года работала преподавателем сельской школы. Проживала пос. Транспортный города Щекино. Осуществляла сбор продуктов, которыми обеспечивала раненых военнопленных.

Много жителей Щекино принимало участие в помощи раненым, но, к сожалению, на настоящий момент нам известны только выше перечисленные фамилии.

       Подводя итог нашего исторического очерка, мы можем сказать, что это был героический рубеж борьбы против фашизма 1941 года. Щекинцы показали, что, находясь в оккупации, они самоотверженно вели борьбу против немецких захватчиков. Это была невидимая борьба, но она принесла определенные плоды: жители г. Щекино спасли жизнь солдатам Красной Армии.

И в настоящее время многие щекинцы оказывают помощь нашим бойцам, которые принимают участие в борьбе с нацизмом.

      Исследование составлено по материалам личных архивов С. Митрофанова, С. Топор, по документам муниципального казенного учреждения Архив муниципального образования Щекинский район, по сведениям интернет ресурса: https://pamyat-naroda.ru/

Лауреат всероссийской литературной премии «Левша» имени Н. С. Лескова краевед Огнев В. М. 2023 год.

 

Joomla