1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
  • Баннер

Скотопрогонная дорога

       Рассмотрим материалы небольшого архивного дела (ГУ ГАТО ф. 4 оп. 1 д. 252), описывающего событие 1886 года связанное с «Товариществом каменноугольных копей и химических заводов Р. Гилля». В нем рассказывается о Киевской скотопрогонной грунтовой дороге, которая проходила по имению Товарищества. (Далее - кликнуть на подробнее)

 

       Управляющий Товарищества Р. Гилль 2 апреля 1886 года обратился с заявлением в Тульскую Губернскую Земскую Управу. В нем он описывал, что через имение со стороны Тулы на Юг – Орел, Курск проходит три транспортные дороги: железная, Курское шоссе и грунтовая Киевская скотопрогонная дорога. Последняя от шоссе в 250 и 15 саженях, от железной дороги в 400-х, по середине имения шоссе и железная дорога соединены шоссе, проведенным от Товарищества.

       В заявлении указывалось, что особое беспокойство вызывала Киевская грунтовая скотопрогонная дорога. По этому пути было движение, ремонт его не производился и на дороге образовались ямы, заполненные водой. Вторая проблема для Товарищества состояла в том, что крестьяне близлежащих деревень на придорожной полосе дороги с ранней весны до поздней осени пасли свой скот и выбивали смежные поля.

       В связи со сложившимися обстоятельствами на грунтовой дороге, правление Товарищества просило разрешение распахать ее в пределах имения. И в прошении также указывалось, что если нельзя вспахать всю, то хотя бы 2/3 ширины.

        Тульская Губернская Земская Управа, рассмотрев прошение конторы Товарищества каменноугольных копей и химических заводов Р. Гилль, 25 июля 1886 года направило сообщение о порядке принятия решений по грунтовым дорогам в Крапивенскую Уездную Земскую Управу с описанием законодательных актов.

       Рассмотрим и мы законодательство, описанное в этом сообщении, существовавшее в 19 веке в Тульской губернии. По распределению, утвержденному в 1866 году Губернским Земским собранием, все грунтовые дороги в Тульской губернии относились к заведованию местных уездных Земств. И решение вопроса по заявлению конторы Товарищества Р. Гилль зависело бы от Крапивенской Уездной Управы. Но по существовавшему закону упразднение или другие действия, связанные с грунтовыми дорогами, представлялось Губернскому и Уездным Земским Собраниям. И Тульским Губернским Земским Собранием ставился вопрос о том, что кому должны принадлежать участки земель, остающие от упразднения или сужения существующих грунтовых дорог? Но правительством вопрос был еще не решен. Поэтому Крапивенская Уездная Управа не могла дать разрешения Товариществу Р. Гилль на распашку грунтовой дороги.

       Но далее Тульская Губернская Земская Управа давала разъяснение по фактам, указанным в прошении конторы Товарищества Р. Гилль. Она соглашалась с тем, что образованные водомоины и пастьба скота на ней, приводит к ухудшению состояния грунтовой дороги. Также давалось разъяснение по станциям железных дорог. Согласно нового законоположения об обязательном провозе по железным дорогам гуртов рогатого скота, ст. Ясенки Московско-Курской железной дороги была назначена для загрузки и выгрузки их. Поэтому скотопрогонный путь вблизи ст. Ясенки приобрел особое значение для прогона выгруженных гуртов на места выдержки 10-го дневного ветеринарно-полицейского карантина и дальнейшего следования на избранные места для выпаса и выкорма. В связи с этим Тульская Губернская Земская Управа обращалась в Уездную Земскую Управу, чтобы она сообщила в Крапивенское Уездное Полицейское Управление по имеющимся обстоятельствам на грунтовой Киевской дороге вблизи ст. Ясенки и о принятии следующих мер: о приведении в надлежащее состояние дороги, о запрещении крестьянам близлежащих селений пасти скот на этой дороге.

       25 июля 1886 года Тульской Губернской Земской Управой также давался ответ и в контору Товарищества каменноугольных копей и химических заводов Р. Гилль. В ответе расписывалось законодательство о действиях властей по вопросам грунтовых дорог, о важности грунтовой скотопрогонной дороги вблизи ст. Ясенки и невозможности ее распашки или сужения.

Таким образом Киевская грунтовая скотопрогонная дорога в районе станции Ясенки Крапивенского уезда распашке не подлежала.

Лауреат всероссийской литературной премии «Левша» им. Н. С. Лескова, краевед Валентин Огнев. 2023 год.

 

Joomla