1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
  • Баннер

Храм с. Никольское Пономарево

  Статья 1.                  Храм Чудотворца Николая

(села Никольское Пономарево Ефремовского уезда Тульской губернии)

село Никольское Ефремовского района Тульской области

Село Никольское Пономарево расположено одною своею частью по берегам небольшой речки Гоголь, в 12 верстах от Ефремова. На 1895 год приход состоял из села Никольское Пономарева и деревень: Пономарево, Ченское, Калакинки, Чемоданово, Горяйново, Подлутово, Юрьев Лес, Поганец, Кочкино, Глотово, сельца Никольское-Воейково. Населения в приходе было около 5 тысяч человек.

Когда и как образовался приход, достоверно не известно. Никольским он назван по храму, Пономаревым же по фамилии казенного крестьянина Пономарева, пожертвовавшего храму землю. Деревянный храм во имя святого Чудотворца Николая был построен в 1783-1787 годах на собственные средства прихожан, освящен в 1787 году. По причине ветхости в 1835 году храм поправлен на средства прихожанки из дворян девицы Анны Васильевны Кислинской, одновременно устроен придел во имя святого Митрофана Воронежского, причем в главном храме устроен новый иконостас, а старый перенесен в предельный храм. В 1879 году произведена капитальная поправка всего храма внутри и снаружи, и придельный храм сделан теплым.

В сельце Никольское-Воейково каменный с деревянным потолком и полом храм, во имя Рождества Христова, построен в 1849 году дворянкой Дарьей Григорьевной Воейковой и ее родным племянником Стефаном Ивановичем Домашневым. Храм должен быть самостоятельным, но вследствие не отведения церкви должной пропорции земли храм в 1850 году был отнесен к храму села Никольское Пономарево. После бывшего в 1892 году пожара внутри храма, в том же году храм был возобновлен и сделан теплым.

В период с 1891 по 1902 годы тщанием церковного старосты поручика Колесникова Семена Ивановича, крестьянина Григория Федоровича Гласкова и помощью церковных сумм, попечительских и некоторых благотворителей был построен трех престольный храм во имя святого Чудотворца Николая, святого Митрофана Воронежского и апостола Симеона, сродника Господня во плоти. При храме находились несколько дополнительных строений. Кирпичный дом, крытый железом, построенный в 1872 году председателем приходского попечительства и церковным старостой, Ефремовским купцом Григорием Яковлевичем Шиловым. В нем помещалась в правой половине церковная школа грамоты для девочек, а в левой для мальчиков. Второй кирпичный дом, крытый железом, построен в 1905 году, где помещалась церковная сторожка. Ограда железная на кирпичном фундаменте вокруг храма.

Земли при церкви состояли: усадебной вместе с погостом церковным 3 десятины, пахотной 33 десятины 1279 квадратных сажень, под проселочными дорогами и буераками 929 сажень, под водоемом 244 сажени. Всего 36 десятин 1279 квадратных сажень. План и межевая книга на землю, выданные Рязанской межевой конторой 27 января 1779 года, были утеряны. 27 января 1894 года из Тульского Губернского Правления по губернской чертежной, были выданы две межевые книги и два плана. Они хранились при церкви. В них было указано, что земля дана от всех прихожан и владельцев данного села в церковное владение. Дел с землей никаких не производили и данной землей владели сами священнослужители. С южной стороны храма примыкает кладбище, земля под ней церковная – 1 десятина; с восточной стороны она граничит с землею помещицы Ярыгиной, а с остальных двух с церковною землею.

Причт по положению 1869 года состоял: два священника, два псаломщика. Дома у священно и церковнослужителей собственные деревянные. Они были расположены на собственной земле владельцев сего села, издавна отведенной ими для поселения священно и церковнослужителей.

При храме находилось кладбище с 1780 года. В 1891 году с двух сторон кладбища была построена каменная ограда, а среди ее каменная часовня на случаи отпевания умерших от заразных болезней.

В приходе были: церковно-приходское попечительство, земские школы: в селе Никольское Пономарево, сельце Никольское-Воейково, деревне Чемоданово, деревни Подлутово и церковно-приходская школа в деревне Поганец.

В церкви с 1780 года велись метрические книги, с 1800 года исповедные росписи. Так же велись приходно-расходные книги, опись, обыскные книги. В библиотеке имелось сто томов книг. На 1917 год в приход входили следующие населенные пункты: село Никольское Пономарево, деревни Пономарева, Ченская, Калакина, Чемоданово, Подлутово, Юрьев Лес, Поганец. Численность населения в приходе составляла 3614 человек.

0001

На заднем плане полуразрушенное здание церкви.Фото представил Трошев Илья .                                                                                                              Церковь была закрыта в 30-х годах 20 века. В 1941 году здание церкви начали разбирать, а кирпич использовали для строительства различных хозяйственных построек колхоза и населения. Разборка здания закончилась к концу 50-х годов. В настоящее время от храма остались заросший фундамент и подвал. Ограда и часовня на кладбище так же были разобраны. Кладбище действует в настоящее время. Существовало небольшое кладбище и с северной стороны церкви. В настоящее время (2011г.) там сохранилось всего 6 могильных камней. Остальные использовались на строительство хозяйственных построек. Два камня рассечены, но не использованы. На одном, небольших размеров, камней читается часть надписи «……. ……….. .одора Григорьевича Шилова скончавшагося . ноября 1871 года ………… …….. 1 годъ .. месяца и 8 дней».

_052

В 1914 году рядом с церковью было построено кирпичное 2-х этажное здание на средства местной помещицы. Первоначально здание строилось как приход для детей-сирот, но начавшаяся Первая Мировая война и революция, по-видимому эти планы нарушила. И только в 1922 году здание было достроено, в нем стала функционировать семилетняя школа. Сегодня здесь находится Никольская основная школа № 28.

Священники

-Феодор Петров (? – 1788),  священник Николаевской церкви (?-1788гг.).

-Тит Яковлев (? – 1813), священник Николаевской церкви (1788-1813гг.).

-Димитрий Титов (? – 1815), священник Николаевской церкви (1814-1815гг.).

-Новгородский Иван Титович (1770–1847). Священник Николаевской церкви (1815-1844гг.).

-Романов Александр Иванович (1823–03.1869). Священник Николаевской церкви (1844-1869гг.).

-Прудовский Алексей Иванович (1847–†?). Священник Николаевской церкви (1871-1894гг.).

-Афанасий Иванов (? – 1815). Священник Николаевской церкви (не позднее 1780 – 1815гг.).

-Рождественский Федор Егорович (1792–1849). Священник Николаевской церкви (1816-1832гг.).

-Краснонивцев Иван Петрович (1811–1885), священник Николаевской церкви (1834-1839гг.).

-Калинников Матвей Александрович (1816–05.1870), Священник Николаевской церкви (1839-1870гг.).

-Глаголев Алексей Алексеевич (? – 28.09.1871), священник Николаевской церкви (1870-1871гг.).

-Казанский Василий Григорьевич (1824–1884). Священник Николаевской церкви (1872-1884гг.).

-Боженов Василий Иванович (1861–†?). Священник Николаевской церкви (1884-1894гг.).

-Воскресенский  Василий Дмитриевич (30.12.1869–†?) Священник Николаевской церкви (1894-1915гг.).

-Димитровский Михаил Николаевич (06.01.1870–†?), Священник Николаевской церкви(1915- не ранее 1917г.).

-Никольский Алексей Васильевич (20.02.1870–†?), Священник Николаевской церкви (1894 – не ранее 1917г.).

Диаконы

Новгородов Дмитрий Никитович (1792–†?), Дьячок(1831г.).

Новгородов Игнат Михайлович (1770–†?). Дьячок(1840г.).

Преображенский Федор Иванович (1822–02.02.1868). Дьячок(1850г).

Покровский Петр Дмитриевич (1820–23.03.1864). Дьячок(1850г.).

Щукин Кирилл Васильевич (1804–†20.11.1867). Диакон(1850г.).

Псаломщики

Воздвиженский Серапион Петрович (1829–†?). Состоящий на должности псаломщика запрещенный священник(1880г.).

Казанский Александр Платонович (1861–†?), псаломщик(1884г.).

Розанов Василий Лаврентьевич (28.07.1845–†?). Псаломщик(1900г.).

Вознесенский Василий Онисимович (21.01.1868–†?). Псаломщик(1900г.).

Весельков Александр Иванович (12.08.1889–†?). Псаломщик(1910г.).

Адамов Владимир Федорович (14.07.1892–†?), псаломщик(1911г).

Матыгин Евдоким Дмитриевич (30.07.1875–†?). Псаломщик(1917г.).

Загорский Владимир Алексеевич (01.03.1855–†?). Псаломщик(1917г.).

Пономари

Новгородов Семен Игнатович (1806–†?). Пономарь(1850г.).

Неаронов Иван Данилович (1803/1806–†?). Пономарь(1876г.).

Церковные старосты, благотворители, учителя

ШИЛОВ  Григорий Яковлевич, церковный староста с. Никольское, Пономарево тож Ефремовского уезда (1865–1866, 1873гг.).

Колесников Семен Иванович (1833–†?). Поручик. Церковный староста(1900г.), с 1878г. Благотворитель.

Глотов Афанасий Нилович (1848–†?), церковный староста(1900г.) Христорождественской церкви Ефремовского уезда с 1873года.

Гласков Григорий Федорович (1837–†?), церковный староста(1910г.) с 1901 года.

Доброрадных Георгий Афанасьевич (1862–†?), церковный староста(1917г.) с 1915 года.

Щеглов Флор Петрович (1884–†?), в 1900 году учитель мужской школы грамоты с. Никольское Пономарево. Учительствовал с 1900года.

Семенов Кузьма Сергеевич (1874–†?). Учитель школы грамоты (1900г.) деревня Поганец.

Кулешов Иосиф Иванович (1879–†?). Учитель Михневской школы грамоты (1900г.).

Флоров Сергей Федорович (1893–†?). Учитель (1911г.).

Домашнев Степан Иванович (1809–†?), помещик, благотворитель.

 Огнев Валентин 2011 год.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                           ______________________

 Статья 2.                        Избрание церковного старосты в начале 19 века.

Церковным старостой в церковном приходе всегда избирался один из прихожан. В данной должности в церквях состояли князья, купцы, помещики и крестьяне. Как происходил процесс избрания, можно проследить по архивным документам. Процедуру избрания церковного старосты в начале 19 века рассмотрим на примере проведения ее в Николаевской церкви села Никольское Пономарево Ефремовского уезда Тульской губернии в 1814-1815 годах.

В возрасте 66 лет, 25 сентября 1814 года умирает церковный староста Николаевской церкви села Никольское Пономарево однодворец Самсонов Борис Савельевич, проживавший в д. Поганец Ефремовского уезда (по ревизской сказке д. Поганец 1816 года, он значится умершим в 1813 году). Данная деревня входила в приход выше указанной церкви. Священно и церковнослужителями, прихожанами Николаевской церкви с посредством Благочинного села Лазавки Николаевского священника Николая Соболева избирают нового церковного старосту однодворца деревни Поганец Самсонова Феодосия Борисовича. Характеризуют они его отличнейшим и достойным человеком. Все это оформляется приговором 1814 года сентября дня. Число месяца не указано. Данный приговор подписывают священно и церковнослужители Николаевской церкви села Никольское Пономарево, в количестве 7 человек. Так же его подписывают и прихожане: надворная советница Елизавета Давыдовна Хлюстина, помещицы Воейковой староста Павел Исаев, однодворцы д. Поганец, д. Ченская и д. Чемоданово.

29 октября 1814 года Благочинный Ефремовского округа села Лазавки Николаевский священник Николай Афанасьев пишет всепокорнейший рапорт на имя Великого Господина Преосвященнейшему Амвросию Епископу Тульскому и Белевскому и Кавалеру. В рапорте он описывает ситуацию, сложившуюся с церковным старостой в Николаевской церкви села Никольское Пономарево. Так же он указывает, что священно и церковнослужители с прихожанами надлежащим порядком избрали нового церковного старосту однодворца Самсонова Феодосия Борисовича. Данное избрание оформлено письменным приговором. Рапорт и приговор направляется в Тульскую Духовную консисторию.

30 апреля 1815 года издается Указ № 894 о назначении однодворца Самсонова Феодосия Борисовича церковным старостой Николаевской церкви села Никольское Пономарево, который получен для исполнения 17 мая 1815 года Благочинным города Ефремова Соборным священником Николаем Соболевым. 21 октября 1815 года Благочинный города Ефремова Соборным священником Николаем Соболевым в Тульскую Духовную консисторию пишется всепокорнейший рапорт о получении и исполнении Указа. В рапорте он пишет, что Указ получил, «которым предписано мне новоизбранного ведомства моего села Никольского Пономарево тож Николаевской церкви старосту церковного, приходу оной деревни Поганца однодворца Феодосия Борисова сына Самсонова утвердить в сем звании, и во исполнении оного оный новоизбранный староста в сем звании мной должным порядком утвержден». Таким образом, избрание старосты в Николаевскую церковь села Никольское Пономарево длилось чуть более года.

Огнев Валентин 2011 год.

По материалам архивного дела ГАУТО Тульская Духовная консистория Священнейшего синода. Фонд 3 опись 18.

Использовалась ревизская сказка д. Поганец Ефремовского уезда 1816 года ГАУТО ф.371 оп.1 д.11 лл. 3-23.

                                                                                          ___________________________-

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                                         _________________________

      Статья 3.      ВЫПИСКА. Тульские Епархиальные ведомости № 3 от 1 февраля 1879 г.

III. Сведения о приходских попечительствах.

Утверждение членов в прежде открытых попечительствах.

По резолюциям Его Высокопреосвященства утверждены:

1). В селе Никольском Пономареве, при Николаевской церкви Ефремовского уезда: председателем Ефремовский помещик поручик Семен Иван. Колесников, непремен. членами: мест. Священники Алексей Ив. Прудовский и Василий Григор. Казанский, волостные старшины Ушаковской Константин Яков. Гончаров и Дмитриевской Арсентий Семен. Окороков, времен. членами: вр. обяз. крестьяне г. Колесникова Никифор Кадетов, Александр Митин, Гавриил Сальников, Василий Дрыночкин; гос. Кислинской: Петр Прокофьев, Василий Евдокимов, Максим Доронин; дер. Калакинки госуд. крестьяне: Константин Горюшкин, Антон Семенов, Иван Голдобин, Филимон Сампсонов, Кирил Федоров, Иван Свиридов, Тимофей Сазонов, Петр Щербаков, Евдоким Севостьянов, дер. Хутор Юрьев Лес: Денис Шевяков, Осип Шевяков, села Никольского Пономарева: Дмитрий Пономарев, дер. Ченской: гос. крестьяне Аким Осипов, Афанасий Петров, Федор Яковлев, ефремовская купчиха Анна Фед. Шилова, ефрем. купец Николай Ив. Шурланов, дер. Чемодановой госуд. крестьяне Григорий Сидоров, Кнесофонт Шушпанов, Кузьма Сидоров, Константин Сидоров, Федосей Стефанов, Панфер Евдокимов, Максим Нефедов, Капитон Семенов, Филимон Васильев, Тимофей Яковлев, Максим Иванов, Устин Евдокимов, Матвей Макаров, Харитон Алексеев, Петр Проселков, Иван Трофимов, Сергей Васильев, дер. Поганца Сергей Сампсонов, Сергей Огнев, Алексей Польшаков, Онисим Огнев, Иван Огнев, Федосей Алтухин, Федор Новгородов, Макар Кочкин, Виктор Польшаков, Филипп Сампсонов, Кузьма Польшаков и Александр Огнев.

(авт. Александр Огнев - это мой прапрадед Огнев Александр Андреевич (1828-1898). Индефицирован по метрическим книгам и ревизским сказкам. ).

Огнев Валентин 2011г.

                                                                                _________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                              _________________________

 Статья 4.  Выписки из клировых ведомостей.  Николаевская  церковь села Никольское Пономарево


Просматривая клировые ведомости Николаевской церкви села Никольское Пономарево Ефремовского уезда Тульской губернии за 1831- 1917 годы, можно проследить историю данной церкви. Также можно выявить и факты различного описания одного и того же события. В клировых ведомостях Николаевской церкви велись и записи по Христорождественской церкви, построенной в 1848 году и приписанной к ней. Клировые ведомости сохранились за каждый год выше указанного периода. Но я приведу сведения примерно через десятилетние промежутки времени по разделам клировых ведомостей и описание буду проводить по разделам.

Принадлежность церкви:

1831 год. Ефремовского уезда  села Никольское Пономарева тож.

1868 год. Ведомость о церкви Николаевской Ефремовского уезда села Никольского Пономарево о клире и о его прихожанах, состоящих в ведомстве Благочинного Ефремовского округа того же села и церкви Священника Матвея Калиникова.

1876 год. Ведомость о церкви Николаевской Ефремовского уезда села Никольского Пономарево, о клире и о его прихожанах, состоящих в ведомстве Благочинного Ефремовского уезда села Новопетровского Священника Алексея Бого-явленского.

1880 год. Ведомость о церкви Николаевской села Никольского Пономарева Ефремовского уезда, о клире и о его прихожанах, состоящих в ведомстве Благочинного 3 округа  Ефремовского уезда села Медведок священника Флегонта Преображенского

1890 год. Записи без изменений.

1900 год. Ведомость о церкви Николаевской села Никольского Пономарева Ефремовского уезда, о клире и о его прихожанах, состоящих в ведомстве Благочинного 4 округа  Ефремовского уезда священника села Полевые Локотцы Николая Соколова.

1910 год. Ведомость о церкви Николаевской состоящей Ефремовского уезда Тульской епархии в селе Никольском Пономарево, 4 Благочинного округа.

1917 год. Записи без изменений

История постройки церкви:

1831 год. Построена  в 1783 году тщанием всех прихожан. Здание деревянное, с такою же колокольнею. Стенами крепка, а кровля на ней в некоторых местах ветхая.

1840 год. Построена 1787 года тщанием  всех прихожан, а по причине ветхости, в 1836 году храм поправлен на средства  прихожанки из дворян девицы Анны Васильевны Кислинской. Здание деревянное, с такою же колокольнею, крепкое. Иконостас поставлен новый,  вместо ветхого, но в нем еще иконы поставлены не все.

1850 год. Построена 1787 года, тщанием всех прихожан. По причине бывшей в ветхости, в 1835 году поправлена на средства прихожанки из дворян девицы Анны Васильевны Кислинской с помощью церковной кошельковой суммы. Здание деревянное, с такою же колокольнею, крепка. Внутри церковь настоящая Николаевская вся оштукатурена.

1868 год.…, а придельная вся  ??????  ????? и выбелена. Наружние стены всей церкви обиты тесом и выкрашены масляной краской.

1876 год.… внутри вся оштукатурена и выкрашена голубою краскою с росписью некоторых картин по стенам, а придельная обита бумагою …

1880 год. Записи без изменений.

1890 год. Записи без изменений.

1900 год. Построена в 1898 году тщанием церковного старосты поручика Семена Ивановича Колесникова, крестьянина Григория Федоровича Гласкова, с помощью церковных сумм и клировых благотворителей. Здание каменное, с такою же колокольнею. Внутри вся церковь оштукатурена и выкрашена. В настоящей нет только иконостаса.

1910 год. Построена в 1891 - 1902 годах тщанием церковного старосты поручика Семена Ивановича Колесникова, крестьянина Григория Федоровича Гласко-ва, с помощью церковных сумм и некоторых  благотворителей. Здание кирпичное, на каменном фундаменте с такою же колокольнею, окрашена масляной краской кирпичного цвета.

1917 год. Записи без изменений.

Престолы:

1831 год. Престолов в церкви был один во Имя Святителя и Чудотворца Николая, холодный.

1840 год. Престолов в ней два: в настоящей холодной во имя Святителя и Чудотворца Николая; в приделе холодном во имя Святителя и Чудотворца Митрофана 1-го Епископа Воронежского.

1850 год. Записи без изменений.

1868 год. Записи без изменений.

1876 год. Записи без изменений.

1880 год. Записи без изменений.

1890 год.  … в приделе теплом … .

1900 год. Престолов в трапезной теплой два:  правый во имя Святителя и Чудотворца Митрофана 1-го Епископа Воронежского и левый во имя священномученника Симеона сродника Господня по плоти.

1910 год. Престолов три: в настоящей - во имя Святи-теля Чудотворца Николая, в трапезной правый- во имя Митрофана Епископа Воронежского, левый- во имя священномученика Симеона

1917 год. Записи без изменений

Причт:

1831 год. Положено по штату издавна  священника два, диакон один, дьячков два, пономарей два.

1840 год.  Записано без изменений .

1850 год. Записано без изменений.

1868 год. Положено по штату издавна  священника два, диакон один, дьячков два, пономарей два. По новому проекту штатов сельских приходов Тульской Епархии, церкви принадлежащие к 4 классу, причт имеют из четырех лиц: священник один, диакон один, дьячок один и пономарь один.

1876 год. Записи без изменений.

1880 год. Причта положено: настоятель, его помощник и два псаломщика.

1890 год. Причта положено: два священника и два псаломщика.

1900 год. По прежнему положению причта положено было: два священника, диакон и два псаломщика, по положению 1869 года: два священника, два псаломщика.

1910 год. По штату положено: два священника и два псаломщика.

1917 год. Записи без изменений

Землеустройство:

1831 год. Земли при церкви ущербной три десятины, пашенной и сенокосной 33 десятины, в числе которых  7 десятин неудобств. План и межевая книга  имеются и хранятся в церковном архиве; дела с этой землею не производятся, этой землею владеют сами священно и церковно - служители.

1840 год. Земли при сей церкви писцовая дача, 34 десятины, 30-ть квадратных сажень; из которых 31 десятина и 573 квадратных сажень – пашенная, сенокосной две десятины 706 сажень, под проселочными дорогами 927 квадратных саженя, под водоемом 244 квадратных саженя, неудобной - под буераками 1211-ть квадратных сажень. На землю план и межевая книга имеются и хранятся в церковном архиве, выданы 23 августа 1778 года Рязанской Межевой конторой за № 5 и скреплена господ присутствующих  майора Якова Шаппида и секунд майора Ивана Гасвишева. Из межевой книги явствует, что данная земля дана от всех владельцев прихожан данного села (с. Никольское Пономарево) в церковное владение. Дел с сей землей не производится. Данною землею священно и церковно - служители владеют сами.

1850 год.….  план и Межевая книга имеются, хранятся в церковном архиве, выданы 23 августа 1789 года  …. .

1868 год. Земли при сей церкви писцовая дача, 34 десятины, 50-ть квадратных сажень; из которых …

1876 год. Земли при сей церкви писцовая дача, 34 десятины, 50-ть квадратных сажень, из которых  полевой 31 десятина 706 сажень….На землю план и межевая книга имеются и хранятся в церковном архиве, выданы 23 августа 1789 года …

1880 год. Записи без изменений.

1890 год. Земли при сей церкви писцовая дача, 34 десятины, 50-ть квадратных сажень, из которых  полевой 31 десятина 1279 сажень…

1900 год. Земли при сей церкви писцовая дача, 34 десятины, 50-ть квадратных сажень; из которых 33 десятина и 1279 квадратных сажень – ????????,  под проселочными дорогами и буераками 929 квадратных саженя, под водоемом 244 квадратных  саженя. План и межевая книга на землю выданные Рязанской межевой конторой 27 января 1779 года, утеряны. 27 января 1894 года из Тульского Губернского Правления по губернской чертежной выданы две межевые книги и два плана, хранятся при церкви, из которых видно, что земля дана от всех прихожан и владельцев данного села в церковное владение. Дел с землей никаких не производится и данной землей владеют сами священнослужители.

1910 год. Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 3 десятины, пахотной 33 десятины 1279 квадратных сажень, под проселочными дорогами и буераками 929 сажень, под водоемом 244 сажени. Всего 36 десятин 1279 квадратных сажень. План и межевая книга на землю выданные Рязанской межевой конторой 27 января 1779 года, утеряны. 27 января 1894 года из Тульского Губернского Правления по губернской чертежной выданы две межевые книги и два плана, хранятся при церкви, из которых видно, что земля дана от всех прихожан и владельцев данного села в церковное владение. Дел с землей никаких не производится и данной землей владеют сами священнослужители. С южной стороны храма примыкает кладбище, земля под ней церковная – 1 десятина; с восточной стороны она граничит с землею помещицы Ярыгиной, а с остальных двух с церковною землею, огорожена каменною оградою, существует с основания прихода, т.е. с 1780 года. Качество церковной земли среднее (паглинок), приносимый ею средний доход- 300 рублей.

1917 год.  …, приносимый ею средний доход- 200 рублей

Дома:

1831 год. Дома у священнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле, У пономаря Ивана Данилова по холостой жизни его дома нет, а земля под усадьбу огорожена и доходы с ней обращаются в его пользу.

1840 год. Дома у священно и церковнослужителей собственные деревянные. Расположены на собственной земле владельцев сего села, издавна отведенной ими для поселения священно и церковнослужителей.

1850 год. Записи без изменений.

1868 год. Записи без изменений.

1876 год.… Священник Василий Казанский помещается в доме, выстроенном на церковной полевой земле председателем приходского попечительства и старостою Ефремовским купцом Григорием Яковлевичем Шиловым и принадлежащим попечительству.

1880 год. … запрещенный священник Серапион Воздвиженский не имеет дома и живет на квартире.

1890 год. Дома у священно и церковнослужителей собственные деревянные. Расположены на  собственной земле владельцев сего села, издавна отведенной ими для поселения священно и церковнослужителей.

1900 год. Записи без изменений.

1910 год. Записи без изменений.

1917 год. Записи без изменений

Содержание священно и церковнослужителей:

1831 год. На содержание священно и церковнослужителей средств не заложено. Постоянных окладов не получают. Содержание их посредственно.

1840 год. Записи без изменений.

1850 год. Записи без изменений.

1868 год. Записи без изменений.

1876 год. Записи без изменений.

1880 год. Записи без изменений.

1890 год. …, содержание их скудно.

1900 год. Записи без изменений.

1910 год. Жаловонье не положено. Кружечных доходов за 1910 год получено 800 рублей. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: % с 200 рублей вечного вклада.

1917 год. Жаловонье положено: 784 руб. в год с 1912 года. Кружечных доходов за 1917 год 470 руб.  Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: % с 350 рублей вечного вклада.

Здания:

1831 год. Зданий принадлежащих церкви не имеется.

1840 год. Записи без изменений.

1850 год. Зданий принадлежащих церкви нет, кроме каменной около церкви ограды, построенной прихожанами этой церкви в 1849 году и деревянной избы, покрытой соломой, для караульщиков.

1868 год. Зданий принадлежащих церкви нет, кроме каменной около церкви ограды, построенной прихожанами этой церкви в 1849 году, а вместо деревянной избы, бывшей помещением церковных караульщиков, в 1868 году на собственные средства церковного старосты Ефремовского купца 2 гильдии Григория  Яковлевича  Шилова  (далее текст отсутствует).

1876 год. Принадлежащие к данной церкви здания: каменная ограда около церкви, построенная прихожанами в 1849 году; деревянный дом, где находятся церковная караулка и сельское училище, покрытый железом; кирпичный дом, выстроенный в 1872 году председателем приходского попечительства и церковным старостой Ефремовским купцом Григорием Яковлевичем Шиловым, покрытый тоже железом.

1880 год. Записи без изменений.

1890 год. Принадлежащие к данной церкви здания: каменная ограда около церкви, построенная прихожанами в 1849 году; кирпичный дом, крытый железом, выстроенный в 1872 году председателем приходского попечительства и церковным старостой Ефремовским купцом Григорием Яковлевичем Шиловым, где помещаются приходское училище и церковная караулка. Деревянный дом крытый железом. В кирпичном доме до 1884 года помещался священник, а в деревянном приходское училище и церковная караулка.

1900 год. Принадлежащие к данной церкви здания: каменная ограда около церкви, построенная прихожанами в 1849 году; кирпичный дом, крытый железом, выстроенный в 1872 году председателем приходского попечительства и церковным старостой Ефремовским купцом Григорием Яковлевичем Шиловым, где помещается в правой половине школа грамоты для мальчиков, в левой церковноприходская школа для девочек. Деревянный дом, крытый железом, где находится церковная караулка. Каменная ограда с двух сторон кладбища, выстроена в 1891 году церковным старостою поручиком Семеном Ивановичем Колесниковым.

1910 год. Кирпичный дом, крытый железом, выстроенный в 1872 году председателем приходского попечительства и церковным старостой Ефремовским купцом Григорием Яковлевичем Шиловым, где помещалась в правой половине церковная школа грамоты для девочек, в левой  для мальчиков. Кирпичный дом, крытый железом, построен в 1905 году, где помещалась церковная сторожка. Каменная ограда вокруг кладбища и железная на кирпичном фундаменте вокруг храма.

1917 год. Записи без изменений

Месторасположение церкви:

1831 год. Расстояние от церкви до Консистории до ста сорока верст, до Духовного правления и до местного Благочиния в десяти верстах.

1840 год. Расстояние от церкви до Тульской Духовной Консистории до ста сорока верст, до Ефремовского Духовного Правления 10 верст, до нашего Благочинного 20 верст.

1850 год. Записи без изменений.

1868 год. Записи без изменений.

1876 год. … от местного Благочинного в 35 верстах.

1880 год. Расстояние от церкви до Консистории до ста сорока верст, до местного Благочиния в 18 верстах.

1890 год. Расстояние от церкви до Консистории до ста сорока верст, до местного Благочиния в 20 верстах.

1900 год. Расстояние от церкви до Консистории до ста сорока верст, до местного Благочиния в 25 верстах.

1910 год. Расстояние от церкви до Консистории до ста сорока верст, до местного Благочиния в селе Полевых Локотцах, 4 округа в 25 верстах, от уездного города Ефремова в 12 верстах, от почтовой конторы в г Ефремове в 12 верстах; почтовый адрес церкви: г. Ефремов, село Никольское Пономарево.

1917 год. Записи без изменений

Другие церкви:

1831 год.  Ближайшая церковь Спасская села Красивого в двух верстах и Спасская села Семенька в пяти верстах. Приписной  церкви нет, а также не имеются во всем приходе домовые церкви.

1840 год. Записи без изменений.

1850 год. Записи без изменений.

1868 год. Записи без изменений.

1876 год. … Приписана к данной церкви церковь Христорождественская сельца Никольского Воейкова, о которой сказано ниже.

1880 год.  Ближайшая церковь Спасская села Красивого Ушаково в одной версте

1890 год.  Ближайшая церковь Спасская села Красивого Ушаково в двух верстах и Спасская села Семенька в пяти верстах.

1900 год. … с северной стороны нового храма - старый деревянный храм, с южной - среди ограды на кладбище каменная часовня,  выстроенная в 1891 году церковным старостою господином Колесниковым на случаи отпевания умерших от заразных болезней.

1910 год.  Ближайшая церковь Спасская села Красивого Ушаково в двух верстах и Спасская села Семенька в пяти верстах. С южной - среди ограды на кладбище каменная часовня,  выстроенная в 1891 году  на случаи отпевания умерших от заразных болезней. Приписанных к данной церкви одна - Христорождественская, ведомость о ней отдельно.

1917 год. Приписанных к данной церкви церквей и часовен нет.

Документация церкви:

1831 год. Опись церковного имущества сделана 19 ноября 1819 года, скреплена духовного правления присутствующим священником Николаевской церкви Петром Дмитриевским и утверждена печатью того же правления.

Приходно-расходная книга о свечных и церковных суммах  прошнурована и опечатана в 1823 году, ведется правильно и хранится в целости.

Копии метрических книг с 1780 года в целости, исключая 1811 год.

Исповедные росписи с 1800 года хранятся в целости.

В обыскной книге выданной прошнурованной и опечатанной из Духовного правления 10 октября 1829 года и скрепленной присутствующим соборным Протоиреем Николаем Соболевым, писанных листов 27, неписанных 43.

1840 год. Опись церковного имущества сделана 18 ноября 1819 года, скреплена духовного правления присутствующим священником Николаевской церкви Петром Дмитриевским и утверждена печатью того же правления.

Приходно-расходная книга о свечных и церковных суммах прошнурована и опечатана Ефремовским Духовным Правлением и скреплена присутствующим Николаевской церкви Протоиреем Петром Дмитриевским. Выдана 29 апреля 1832 года и с 1 января 1833 года ведется исправно и хранится в целости.

В обыскной книге, выданной прошнурованной и опечатанной Ефремовским Духовным правлением 4 января 1839 года и скреплена того же правления присутствующим Николаевской церкви священником Филиппом Глагольевым. писанных листов 29, а неписанных осталось 160 листов.

1850 год. Приходно-расходная книга о свечных и церковных суммах прошнурована и опечатана Тульской Духовной Консистории и скреплена присутствующим данной консистории Покровским Протоиреем Иваном Романовым. Выдана 7 марта 1848 и с 1 января 1848 года ведется исправно и хранится в целости.

В обыскной книге, выданной прошнурованной и опечатанной Ефремовским Духовным правлением 29 сентября ???? года и скреплена того же правления присутствующим Соборной Троицкой церкви священником Василием  Глагольевым, писанных листов 20, а неписанных осталось 1?? листов.

1868 год. Опись церковного имущества имеется. Выдана 16 сентября 1857 года за № 154 из Тульской Духовной Консистории. Прошнурована и опечатана в Тульской Духовной Консистории Г. Секретаря Богословского.

Приходно-расходная книга о свечных и церковных суммах прошнурована и опечатана Тульской Духовной Консистории и скреплена присутствующим данной консистории Всесвятской Кладбищенской церкви протоиреем Михаилом Перцевым. Выдана 1 ноября 1862 года и с 1 января 1863 года ведется исправно и хранится в целости.

В обыскной книге, выданной прошнурованной и опечатанной Тульской Духовной Консисторией 16 июля 1859 года и скреплена того же правления присутствующим  той же Консистории Петропавловской церкви Протоиреем Иваном Смирновым, писанных листов    а неписанных осталось     (от автора- количество листов не указано).

1876 год. Опись церковного имущества есть в пере-плетенной книге, выданной 16 сентября 1857 года за № 615 … .

В обыскной книге, выданной 26 апреля 1873 года, прошнурованной и опечатанной Тульской Духовной Консисторией и скреплено членом Консистории священником Петром Зверевым исписанных листов 58, неписанных 202.

1880 год. Приходно-расходная книга о свечных и церковных суммах прошнурована и опечатана Тульской Духовной Консистории и скреплена членом дан-ной консистории протоиреем Никитой Голубевым. Выдана 10 января 1880 года и  ведется исправно и хранится в целости.

В обыскной книге, выданной 26 апреля 1873 года, прошнурованной и опечатанной Тульской Духовной Консисторией и скреплено членом Консистории священником Петром Зверевым исписанных листов 127, неписанных 133.

1890 год. Приходно-расходная книга о свечных и церковных суммах прошнурована и опечатана Тульской Духовной Консистории и скреплена членом дан-ной консистории протоиреем Никитой Голубевым. Выдана 21 ноября 1888 года и  ведется исправно и хранится в целости.

В обыскной книге, выданной  1888 году, прошнурованной и опечатанной Тульской Духовной Консисторией и скреплено членом Консистории священником Никитою Голубевым исписанных листов 63, неписанных 37.

1900 год. Опись церковному имуществу имеется в переплетенной книге выданной в 1895 году Тульской Духовной Консисторией, прошнурованной и опечатанной этой консисторией, за подписью Секретаря Никитина.

Приходно-расходная книга о свечных и церковных суммах прошнурована и опечатана Тульской Духовной Консистории и скреплена членом данной консистории протоиреем Михаилом и Василием Рождественских. Выдана 12 декабря 1898 года и  ведется исправно и хранится в целости. От 1899 года осталось наличными 228р.1к. билетами 68к. 63к.. Поступило в 1900 году 1363р.91к. бил. 250р. Израсходовано 1280р. 22к. Осталось к 1901 году наличными 311р.63к. билетами 318р.63к. и причтовых 100 рублей.

В обыскной книге, выданной  1898 году, прошнурованной и опечатанной Тульской Духовной Консисторией и скреплено членом Консистории священником Михаилом Рождественских исписанных листов 100, неписанных 40.

1910 год. Опись церковного имущества заведена с 1902 года, хранится в целости, проверена в 1902 году.

Приходно - расходная книга о свечных и церковных суммах прошнурована и опечатана, Консисторией вы-дана в 1907 году, ведется исправно, хранится в цело-сти. От 1909  года оставалось наличными 221 руб. 99 к., билетами- 1216 руб. 90 коп; в 1910 году поступило наличными- 1395р.-к, билет.303р.66к. Израсходовано наличными 1310 р. 39к. Осталось к 1911году наличными- 306р. 60 к., билетами 1520 р. 56 к. и причтовых билетами 200 руб.

В обыскной книге, выданной в 1908 году прошнуровано и опечатано 94 писанных листов и  6 неписанных.

Церковные деньги в целости за ключом старосты и печати церковною. Неподвижная сумма состоит в кредитных учреждениях 694 руб. 93 коп, билет находится в целости, № кн. сберегательной кассы Ефремовского казначейства—1019.

1917 год. Приходно-расходная книга о свечных и церковных суммах прошнурована и опечатана, Консисторией выдана в 1913 году, ведется исправно, хранится в целости. От 1916 года осталось наличными 27 р. 76к., билет 2488р.22к., капитал причта билетами 350 р. В 1917 году поступило наличными 4394 р.74к., осталось к 1918 году наличными 48р.12к., билет 2488р.22коп.

В обыскной книге, выданной в апреле 1913 года прошнуровано и опечатано писанных листов 55, неписанных 45.

Церковные деньги в целости за ключом старосты и печати церковною. Неподвижная сумма состоит в кредитных учреждениях 1363+50 руб. 79 коп, билет находится в целости.

Церковно-приходское попечительство:

1900 год. Церковно-приходское попечительство имеется. Капитал его к 1900 году был в иного вклада 1250 р. наличными 165р.49к. поступило 346р.86к. израсходовано 255р.20к. Остаток в ином вкладе 1250 р. наличными 257р. 15к.  Председатель попечительства Семен Иванович Колесников. Имеется церковно-приходская школа, две школы грамоты, содержатся на средства Епархиального Училищного совета и одна земская школа. Имеется библиотека, в которой кроме богослужебных книг, имеется достаточное количество религиозно-нравственного содержания, книг против раскола нет.

1910 год. Имеющиеся в приходе школы:

1. Церковно-приходская школа при деревни Поганец,  помещается в наемном доме, на средства общества. На содержание отпускается из Тульского Епархиального Училищного Совета 120 рублей. Обучается в ней 40 мальчиков и 17 девочек.

2-3. Мужская и женская церковная школа при селе, помещаются в церковном доме, на содержание отпускается из Тульского Епархиального Училищного Совета 360 рублей. Обучается 39 мальчиков и 30 девочек.

4. Земская школа при деревне Чемодановой, помещается в наемном на средства учеников доме. Обучается 50 мальчиков и 23 девочки.

5. Земская школа при деревне Подлутовой, помещается в наемном доме на средства общества. Обучается 27 мальчиков и 10 девочек.

В церковной библиотеке находится 80 томов книг, предназначенных для чтения. Книги религиозно - нравственного и исторического содержания.

1917 год. Имеющиеся в приходе школы:

1. Бывшая церковно-приходская школа при деревни Поганец,  помещается в наемном доме, на средства общества. На содержание отпускается из Тульского Епархиального Училищного Совета 780 рублей. Обучается в ней 53 мальчика и 22 девочки.

2. Бывшая церковная школа при селе, помещаются в церковном доме, на содержание отпускается из Тульского Епархиального Училищного Совета 780 рублей. Обучается 35 мальчиков и 20 девочек.

3. Земская школа при деревне Чемодановой, помещается в собственном здании. Обучается 70 мальчиков и 30 девочек.

4. Земская школа при деревне Подлутовой, помещается в собственном здании. Обучается 31 мальчик и 24 девочки.

В церковной библиотеке находится 100 томов книг.

 

Христорождественская церковь.

Принадлежность церкви:

1850 год. Присыльная к Николаевской села Никольского Пономарево тож.

1868 год. Приданной  к Николаевской села Никольского Пономарево тож.

1876 год. О церкви Христорождественской

1880 год. О церкви Христорождественской.

1890 год. О церкви Христорождественской.

1900 год. О церкви Христорождественской.

1910 год. Сведений нет, т. к. ведутся отдельные клировые ведомости.

История постройки:

1850 год. Построена 1848 года тщанием Коллежской Советницы Дарьей Григорьевной Воейковой и ее родным племянником поручиком Стефаном Ивановичем Домашневым. Здание каменное по новому фасаду, без колокольни, крепкое. Колокола висят в арке над западною церковной дверью.

1868 год. Записи без изменений.

1876 год. Записи без изменений.

1880 год. Записи без изменений.

1890 год. … колокола данной церкви висят отдельно на столбах.

1900 год. Построена 1848 года тщанием Коллежской Советницы Дарьей Григорьевной Воейковой и ее родным племянником поручиком Стефаном Ивановичем Домашневым. В 1890 году поправлена на церковные и попечительские средства, 26 марта 1892 года от непотушенной свечи произошел пожар. Сгорело половина иконостаса, часть полов и богослужебных книг. Стены закопчены. В 1892 и 1893 годах вновь поправлена на средства прихожан с добавлением церковных сумм. 11 декабря 1893 года по благословению Пресвященного Иринея освящена Благочинным священником села Богородицкого Локотцов Евгением Озерецковским.

Престолы:

1850 год. Престол в церкви один: в настоящей теплой церкви - во Имя  Рождества Христова.

1868 год. Записи без изменений.

1876 год. Записи без изменений.

1880 год. Записи без изменений.

1890 год. Записи без изменений.

1900 год. Записи без изменений.

Причт:

1850 год. Причта в данной церкви не положено, а исправление священослужения в данной церкви  поочередно двух штатным причтом села Никольского Пономарево тож по Указу Правительствующего Синода.

1868 год. Записи без изменений.

1876 год. Причта в данной церкви не положено, исправляют священослужение священнослужители села Никольского Пономарева.

1880 год. Записи без изменений.

1890 год. Записи без изменений.

1900 год. Записи без изменений

Земле устроение:

1850 год. Земли при данной церкви ни полевой, ни усадебной не имеется по причине не отведения ни храмостроителями и ни кем другими.

1868 год. Записи без изменений.

1876 год. Записи без изменений.

1880 год. Записи без изменений.

1890 год. Записи без изменений.

1900 год. Записи без изменений

Дома священнослужителей:

1850 год. Дома у священно и церковнослужителей собственные, деревянные. Находятся  в селе Никольском на общественной земле владельцев данного села.

1868 год. Записи без изменений.

1876 год. Записи без изменений.

1880 год. Записи без изменений.

1890 год. Записи без изменений.

1900 год. Записи без изменений

Содержание священно и церковнослужителей:

1850 год. На содержание священно и церковнослужители ни жалованья, ни постоянного оклада не получают.

1868 год. Записи без изменений.

1876 год. Записи без изменений.

1880 год. Записи без изменений.

1890 год. Записи без изменений.

1900 год. Записи без изменений

Здания:

1850 год. Зданий принадлежащих к данной церкви нет.

1868 год. Записи без изменений.

1876 год. Записи без изменений.

1880 год. Записи без изменений.

1890 год. Здание принадлежащее данной церкви: каменная ограда, построенная прихожанами в 1882 году.

1900 год. Записи без изменений

Месторасположение:

1868 год. Располагается данная церковь от Тульской Духовной Консистории в 150 верстах, от местного Благочиния в 10 верстах.

1876 год.… от местного Благочиния   в 28 верстах.

1880 год. … от местного Благочиния  в 23 верстах.

1890 год. Записи без изменений.

1900 год. … от местного Благочиния  в 20 верстах.

Другие церкви:

1868 год. Ближайшие церкви: Николаевская село Никольского Пономарево в 10 верстах; Спасская в селе Богородицкие Локотцы в 6 верстах; Казанская в селе Кологривово Локотцы в 7 верстах. Приписной к этой церкви нет. Домовой церкви у прихожан не имеется.

1876 год. Ближайшие церкви: Николаевская село Никольского Пономарево в 8 верстах; Спасская в селе Богородицкие Локотцы в 10 верстах; Казанская в селе Кологривово Локотцы в 8 верстах. Приписной к этой церкви нет. Домовой церкви у прихожан не имеется.

1880 год. Записи без изменений.

1890 год. Ближайшие церкви: Николаевская село Никольского Пономарево в 10 верстах; Спасская в селе Богородицкие Локотцы в 10 верстах; Казанская в селе Кологривово Локотцы в 10 верстах. Приписной к этой церкви нет. Домовой церкви у прихожан не имеется.

1900 год. Ближайшие церкви: Николаевская село Никольского Пономарево в 9 верстах; Спасская в селе Богородицкие Локотцы в 7 верстах; Казанская в селе Кологривово Локотцы в 8 верстах. Приписной к этой церкви нет. Домовой церкви у прихожан не имеется.

Документация церкви:

1868 год. Опись Церковного имущества в переплетной книге выдана 10 сентября 1857 года за  № 6154 Тульской Духовной Консисторией. Прошнурована и опечатана в Тульской Духовной Консистории Г. Секретаря Богословия.

Приходно-расходная книга о свечных и церковных суммах прошнурована и опечатана Тульской Духовной Консистории и скреплена присутствующим данной консистории Петропавловской церкви Протоиреем Иваном Смирновым 10 февраля 1857 года и с 1 января 1857 года ведется  исправно; расходная Всесвятской Кладбищенской церкви Протоиреем Михаилом Перцевым дана 1 июня 1861 года и с 1 января 1861 года ведется исправно и обе хранятся в церкви.

Копии метрических книг с 6 августа 1849 года по 15 августа 1850 года имеются и хранятся в целости в Николаевской церкви.

Исповедная роспись за 1850 год хранится в Николаевской церкви.

В обыскной книге выданной прошнурованной и опечатанной Ефремовским Правлением 22 ноября 1849 года скреплено того же правления присутствующим Соборным священником Василием Глагольевым писаных сторон и не писанных остались.

1876 год. Опись Церковного имущества в переплетной книге выдана 10 сентября 1857 года за  № 6654 Тульской Духовной Консисторией. Прошнурована и опечатана в Тульской Духовной Консистории Г.Секретаря Богословия.

В обыскной книге выданной прошнурованной и опечатанной Ефремовским Правлением 22 ноября 1849 года скреплено того же правления присутствующим Соборным священником Василием Глагольевым писаных листов 7 и не писанных 55.

1880 год. Приходно-расходная книга о свечных и церковных суммах прошнурована и опечатана Тульской Духовной Консистории и скреплена членом дан-ной консистории протоиреем Никитой Голубевым. Выдана 10 января 1880 года и  ведется исправно и хранится в целости.

1890 год. Приходно-расходная книга о свечных и церковных суммах прошнурована и опечатана Тульской Духовной Консистории и скреплена членом данной консистории протоиреем Никитой Голубевым. Выдана 21 ноября 1888 года и  ведется исправно и хранится в целости.

1900 год. Опись церковному имуществу имеется в переплетенной книге выданной в 1895 году Тульской Духовной Консисторией, прошнурованной и опечатанной этой консисторией.

Приходно-расходная книга о свечных и церковных суммах прошнурована и опечатана Тульской Духовной Консистории и скреплена членом данной консистории протоиреем  Василием Рождественских и Александром Никитоским?. Выдана 12 декабря 1898 года и  ведется исправно и хранится в целости. От 1899 года осталось наличными 29р.20к., билетами 3р.28к. Поступило в 1900 году наличными 502р.66к., израсходовано 412р. 77к. Осталось к 1901 году наличными 119р.9к., билетами 3р.20к.

Сведения о прихожанах (всего в приходе):

-1831г. 246 дворов мужского пола-1362 женского-1359;

-1840г. 303 двора мужского пола-1512 женского-1575;

-1850г. 304 двора мужского пола-1492 женского-1612;

-1868г. 316 дворов мужского пола-1588 женского-1732;

-1876г. 511 дворов мужского пола-1852 женского-1932;

-1880г. 576 дворов мужского пола-1941 женского-2030;

-1890г. 653 двора мужского пола-2100 женского-2107;

-1900г. 698 дворов мужского пола-2214 женского-2224;

-1910г. 745 дворов мужского пола-2522 женского-2533;

-1917г. 540 дворов мужского пола-1791 женского-1854;

_________________

Примечание: Христорождественская церковь была построена в 1848 году в сельце Никольское-Воейково (называлось оно и сельцо Никольское Пономарево тож) Ефремовского уезда Тульской губернии. 6 августа 1849 года от Николаевской церкви села Никольское Пономарево Ефремовского уезда Тульской губернии была отделена часть прихода к Христорождественской церкви. Сельцо переименовали в село Козлово-Угренино, по урожденной фамилии храмостроительницы Дарьи Григорьевны Воейковой, урожденной Козлово-Угрениной. Но вследствие не отведения церковной земли, 15 августа 1850 года самостоятельность Христорождественской церкви прекратилась и ее приписали к Николаевской церкви села Никольское Пономарево. С окончанием самостоятельности Христорождественской церкви, название села «Козлово-Угренино» прекратилось. В начале 20 века Христорождественская церковь вновь получила самостоятельность.  В настоящее время церковь в полуразрушенном состоянии значится с другим названием и значится по другой деревне, хотя никаких переносов здания не было. Но это уже другая история.

Огнев Валентин 2011 год.

                                                                                     _______________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                               ___________________

 Статья 5.  Выписка.    Тульские Епархиальные ведомости №3 1894 года.

Объявлена признательность Епархиальнаго Начальства:

1) … . 4) Пожертвовавшим на построение храма в селе Никольском-Пономареве Ефремовскаго уезда: а) храмостроителю Семену Ивановичу Колесникову за пожертвование  1192 р. 38 к., б) членам строительнаго комитета крестьянину Гласкову за пожертвование 912 р. 8 к., священнику Боженову с псаломщиком Розановым за пожертвование ими 12 р. и священнику Прудовскому с псаломщиком Вознесенским – 8 р., в) ефремовскому купцу Егору Нечаеву за пожертвование 109 р. 60 к., г) учителю Уральскаго духовнаго училища Василию Глаголеву за пожертвование 50 р., д) елецкому купцу Хренникову за пожертвование 15 р., е) разным лицам, пожелавшим остаться неизвестными, пожертвовавшим 303 р. 97 к. ...

Огнев Валентин 2011 год.

                                                                             _____________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                             _____________________

 Статья 6.  Выписка. Тульские Епархиальные ведомости №12 от 15 июня 1891 года.

Представляю отрывок из рапорта священника Боженова, где говорится о борьбе против пьянства, проводимой на территории прихода Николаевской церкви с. Никольское Пономарево Ефремовского уезда.

«Долг имею всепокорнейше донести Вашему Высокопреосвященству,

…. Не могу умолчать и о следующем отрадном факте, бывшем на днях в нашем приходе. Сокращение и по возможности прекращения винопития среди прихожан так же входит в задачу моих нравственных наставлений последним. К этому же я побуждаю прихожан и собственным примером, не употребляя никаких хмельных напитков.

Больше чем в другое время винопитие у крестьян бывает в храмовые праздники, которые они проводят в разгуле по три четыре дня, держа в доме столько же дней приезжих гостей. Ныне пред наступлением храмового праздника 9-го сего мая мы с земским начальником, г. Колесниковым, условились, что предпринять для уменьшения праздничного разгула. В воскресенье 5 мая, пред отпустом литургии я сказал краткое поучение импровизацию, в котором убеждал прихожан ограничить отправление праздника одним днем и в этот день как можно стараться менее употреблять вина, если только окончательно не прекратить винопитие – доказанная им, что празднуемому Святителю угодно не наше пиршество в дни его праздника, а усердия к нему молитва и добрые дела, жертвы, например, на украшение св. храма, имени его (Угодника) посвященного.  А так как говорил я, в нашем селе начался постройкою новый храм, по благословению будет вам ограничить празднование одним днем, а  остальное , что вы тратите на отправление праздников в продолжении трех четырех дней, отдайте на построение св. храма. Это будет и угодно и Богу и его Угоднику и полезно для душ Ваших. По окончанию литургии на ту же тему сказал несколько слов земской начальник. В тот же день он  дал предписание сельским старостам подчиненных ему деревень, чтобы они предложили крестьянам составить приговор об ограничении срока праздничного разгула; каковые приговоры и были доставлены земскому начальнику на другой день. В приговорах постановлено: после обязательного присутствия при праздничном богослужении, крестьяне разделять трапезу с гостями в первый только день праздника и что вино будет употребляться в самом ограниченном количестве. Виновные в нарушении сего приговора подвергаются штрафу. Многие из наших прихожан выразили радость по поводу описанного постановления о сокращении праздничных затрат непроизводительных и совершенно вредных».

Огнев Валентин 2011 год.

                                                                                     _________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Joomla