1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
  • Баннер

Выписка. Тульские Епархиальные ведомости № 16 1891 год.

В 1891 году в Тульских Епархиальных ведомостях священником  Божановым Николаевской церкви села Никольское Пономарево Ефремовского уезда Тульской губернии были опубликованы две статьи, описывающие  историю  выше указанной церкви. Ниже помещаем содержание первой статьи.

 

Николаевская церковь села Никольского Пономарева Ефремовского уезда.

На большой Ливенской дороге из города Ефремов на десятой версте от города вправо от большой дороги, виднеется церковь с колокольнею, окруженная деревьями, как бы утопающая в зелени. Это Николаевская церковь села Никольского Пономарева Ефремовского уезда. В настоящее время в оном селе начата постройка нового храма. При построении нового в селе Никольском Пономареве благовременным считается проследить историю существующей Николаевской церкви.

1. Летопись церкви.

Церковь эта - деревянная, дубового леса. Снаружи обшита тесом и окрашена масляною краскою, железная крыша церкви выкрашена медянкою. Колокольня при церкви деревянная, примкнута к трапезе, так же обшита тесом и выкрашена такою же как и церковь, краскою. Колоколов четыре: большой в 10 пудов 20 ф., второй в 21п., третий в 3 пуда, четвертый 1 пуд 15 фунтов. Определить год построения Николаевской церкви села Никольского Пономарева трудно. Самого точного хронологического указателя постройки церкви, каков храмозданный крест, нет. Не имеется так же копия с указа консистории о построения церкви. Единственным документом определения года построения Николаевской церкви остаются клировые ведомости сей церкви, но и в них говорится неодинаково. Клировые ведомости с 1829 года. С этого года и по 1832-ой в клировых ведомостях год построения церкви указан 1783, а с 1833 год  пишется – построена 1787 года. Вероятно, при переписи клировых цифра 3 принята за 7 и таким образом произошла ошибка. Вернее, стало быть, считать годом построения Николаевской церкви 1783г. но 1783 год не есть начала села Никольскаго Пономарево, и до сего года в Елецкой округе было село Никольское Пономарево, с Николаевской церковью. Какая это была церковь каменная или деревянна, следов не осталось; нет никаких документальных данных для определения материала старой церкви и времени сея существования. Старики говорят, как они слышали от своих отцов, что старая церковь была маленькая деревянная. Вероятно она стояла на том же месте, где стоит настоящая церковь, потому – что нигде нет кирпичного или каменного столба, знака местонахождения св. престола. Одно несомненно известно, что и до 1783 года в селе Никольском Пономарево была церковь Николаевская. Это подтверждается документами. Метрические книги, данные в Николаевскую церковь, имеются с 1780 года. В церковной библиотеке есть книга поучения на воскресные и праздничные дни, на славянском наречии, издание Святейшего Синода 1767 года. На этой книге по листам подписано «Сия книга Елецкого уезду того ж стану села Пономарева Николаевской церкви священник Федор Петров принял разных поучений за которыя дано церковных денег четыре рубля для научения простого народа. 1778 года июня 20 дня». В церковной библиотеке есть еще книга «молебное пение» на возведение на престол Императрицы Анны Иоановны,1730 года января 19 дня.

В церковном архиве имеются манифесты с 1730 года. Таков манифест Императрицы Анны Иоановны от 1730 года декабря 20 дня. Копия с резолюцией генерала фельдмаршала Фон Лессия на перекопи от 30 июня 1738 года. Есть манифесты и указы Правительства сороковых годов прошлого столетия и далее до настоящего времени. Вероятно все эти бумаги были присланы в Николаевскую церковь села Пономарева, хотя на них и не написано этого. Только Указ Ея Величество от 1771 года помечен, что он назначен в село Пономарево. У одного крестьянина, Никольского прихода есть купчая крепость, совершенная в 1746 году. В этой купчей сказано, что однодворцы тамбовского уезда Долбиловы продали землю однодворцам Елецкого уезда села Пономарева Гласкову и Широкову, каковые фамилии существуют и теперь.

Но обратимся к существующей ныне Николаевской церкви, построенной в 1783 году.  История одной церкви распадается на три периода: 1783г.- время построена, по 1836 год, с 1836 по 1879-й и сего года по настоящее время. Гранью, разделяющею сто восьмилетнюю историю церкви на три периода являются капитальные ремонты церкви.

Со времени построения Николаевской церковь, зданием деревянная, с такою же колокольнею, была одно престольною, холодная, крыта была тесом и обшита снаружи тесом. Крыша была выкрашена черною краскою. Была-ли церковь оштукатурена внутри , неизвестно. Как видно из описи церковного имущества от 1819 года, вокруг церкви была деревянная ограда. Когда она уничтожилась неизвестно; в клировых ведомостях за 1829-й год ограда не упоминается.

В начале 30 годов настоящего столетия Николаевская церковь стала приходить в ветхость. В клировых ведомостях за 1836 год о здании церкви записано: на правой стороне стена поколебалась и нижний венец той же стены и фундамент под оной ветх, по обветшании же кровли, на оной проходит течь в трех углах».

Вероятно, по причине оных ветхостей в церкви усердствующая прихожанка, девица из дворян Анна Васильевна Кислинская произвела в 1836 году капитальную поправку в церкви, на свои средства, с помощью кошельковой церковной суммы. Поправка была большая. Старики рассказывают, что церковь была разобрана до земли. Св. престол был огражден досками. При возведении стены церкви было употреблено много нового леса, а в святых алтарях полы устроены каменные из плит. Наружные стены всей церкви и колокольни вновь обшиты тесом, но не окрашены. Крыша по всей церкви и колокольней сделана железная и выкрашена зеленою краскою.

В 1836 году госпожа Кислинская (*) устроила в трапезе придел, во имя святителя Митрофана, 1-го Епископа Воронежского и Чудотворца. В том же году придел был освящен. На храмозданном кресте написано « Освятися жертвенник Господа и Бога и Спаса нашего Исуса Христа во храм святителя и чудотворца Митрофана, 1-го епископа воронежскаго. При державе Благочестившаго и Самодержавшаго Великаго Государя нашего Императора Николая Павловича всея России, при Супруге Его Благочестившей Государыне Императрице Александре Федоровне, наследнике Его Благоверном Государе Цесаревиче Великом Князе Александре Николаевиче и т. д.(поименован весь Царствующий дом). По Благословению Преосвященнейшаго Дамаскина, епископа тульскаго и Белевскаго и кавалера, тульским протоиреем Петром Успенским. В лето от сотворения мира 7344, от рождества по плоти Бога Слова 1836 месяца ноемврия, числа 23. На память святых Амфилохия Иконийскаго, Григория Акрагантийскаго, Александра Невскаго». Иконостас в придел был взят из настоящей церкви. По установке тело иконостаса было вновь окрашено, голубою краскою, киоты вызлащены, а св. иконы покрыты лаком. В настоящую же церковь новый иконостас поставлен в 1837 году, на церковные средства, отделан и освящен в 1840 году (**).

Таким образом с 23 числа ноября месяца 1836 г. церковь сделалась двухпрестольною.

В 1844 году внутренние стены настоящей церкви оштукатурены и обелены; а наружние стены всей церкви и колокольни выкрашены желтою, на масле краснкою. В 1853 году внутренние стены трапезной были оклеены бумагой и выбелены; а в 1868 году внутренние стены

________________________

(*) Анна Васильевна Кислинская умерла в 1857 года, февраля 9 дня, 78 лет. Погребена в церковной ограде, близ придельного алтаря над ея могилою воздвигнута каменная часовня. (Метрической книги часть 3, за 1857 год № 4).

(**) При описании указанных поправок в церкви и ниже означенных до 1879 года, мы пользовались описью церковного имущества 1819 года, с добавлениями 1836 в 1836 году, и клировыми ведомостями.

_______________________

настоящей церкви были выкрашены голубою лаковою краскою и росписаны некотрыми живописными картинами. Все эти поновления с 1844 года  были произведены на церковныя средства, как сказано в клировых ведомостях за указанные годы.

С 1879-го года начался третий период церкви Николаевской. В этом году был произведен капитальный ремонт церкви на церковные средства, под наблюдением и распоряжением при работах церковного старосты г-на Колесникова, проходящаго сию должность и ныне.

Обшивка наружных стен церкви была оторвана, ветхий тес заменен новым, и стены церкви и колокольни вновь были обшиты и выкрашены масляною краскою. Внутри церкви были произведены следующие работы:  в настоящей тело иконостаса выкрашено вновь коричневою краскою, позолота на иконостасе поправлена; внутренния стены настоящей выкрашены масляною голубою краской, а штукатурка поправлена. В св. алтарях каменные полы заменены деревянными и выкрашены. Трапезная церковь сделана теплою, в ней складены две изразцовыя печи. Трапезная прибавлена в длину: проломана стена в нижний ярус колокольни и сделана широкая арка между трапозной и колокольней, таким образом трапезная увеличена на площадь в семьдесят квадратных аршин. Иконостас в трапезной так-же был окрашен вновь, а стены оштукатурены и выкрашены лаковою краскою. Над западною (входною) дверью устроены небольшия хоры, где в настоящее время помещается церковная библиотека и архив. На эту поправку церкви израсходовано церковных денег 1580 руб. 10 коп(*). Но судя по количеству произведенных работ, нужно предположить, что к оной сумме церковный староста добавил своих денег, сколько именно, неизвестно.

Всеми описанными поправками Николаевская церковь приведена в настоящий ея вид. Наружность церкви мы описали в начале сей статьи, теперь посмотрим что есть внутри церкви.

__________

(*) Приходно-расходныя книги Николаевской церкви за 1879-й год, месяц август.

__________

Настоящая церковь во имя св. и чудотворца Николая, Алтарь без стенного расписания, а поштукатурен, выкрашен меловою краскою, св. престол из стародуба, указанной меры, с приличною парчовую одеждою (одежд на св. престол имеется три, одна из серебрянной парчи). Св. антиминс холщеный подписан Высокопреосвященнейшим Никандром, Архиепископом тульским и белевским, 1878 года октября 1 дня. На горнем месте стоит плащаница (плащаница живописная по дутой карте, на пунцовом бархате, шитая полотом. Плащаница эта пожертвована в 1854 году г. Кислинским, родственником Анны В. Кислинской). Над ев, престолом сень. Она идет от иконостасной арки над царскими вратами, в виде разрезанного усеченного полушария. Сень с наображением авеад из выалащенной резьбы, поддерживается четырьмя колоннами.

Иконостас трехъярусный с четырьмя колоннами, с резьбою и карнизами выаолоченными червонным полотом на полимент. Царские врата в виде креста выалащены, сквозныя, с изображениями; Благовещения Божией Матери и четырех Евангелистов. Икона Благовещения окружена выалащенною резьбою. На правой стороне от царских врат, в первом ярусе иконостаса, помещен образ Господа Вседержателя, на выпуклой доске высотою в аршин и 12 вершков, шириною в 15 вершков. На этот образ в 1865 году ефремовским 2-й гильдии купцом Григорием Яковлевичем Шиловым в то время церковным старостою Николаевской церкви возложена сереброалащенная  риза 84 пробы, ценою 100 рублей. Рядом с образом Вседержителя южная дверь, подле двери храмовый образ святителя и Чудотворца Николая вышиною в аршин и 12 ½ вершков, шириною в аршин и 2 вершка. На эту икону тем же купцом Шиловым в 1861 году к светлому дню, возложена серебрянная риза, 84 пробы, с выалащенными венцами, весом в девять фунтов 54 золотника, ценою 311 руб. 62 к. На венце Спасителя виси на серебрянной цепочке небольшой (вершок вышины и полвершка ширины) серебрянный крест с св. мощами, полученными с Афонской горы. На левой стороне от царских врат образ Божией Матери, стоящей на амре, без младенца – Христа, мерою одинаковый с описанным образом Вседержителя и с одинаковою ризою сребренноалащенною, поаложенною тем же купцом Шиловым в 1865 году. Подле северной двери к северу образ святителя и Чудотворца Митрофана, мерою одинаковый с образом св. Николая, в серебрянной ризе, 84 пробы, ценою в 400 рублей, поаложенной в 1860 году тем же купцом. Сзади правого клироса образ святителя Николая иконного писания, высотою в полтора аршина, шириною в аршин без вершка. Живопись образа, вероятно, относится к прошлому столетию, так как на обратной стороне деки есть такая надпись: « образ возобновлен Чудотворца Николая в 1816 году в сентябре месяце». Далее слова постерты, видно только, что образ возобновлен на средства «лейб гвардии прапорщицы Параскевы Андреевы Кислинской». Если образ возобновлен в 1816 году, то, без сомнения писан он был в XIII столетии. В 1872 году на этот образ, тем же купцом Шиловым, возложена серебрянная риза, 84 пробы, с выалащенным и украшенным камнями венцом, весом в 11 фунтов 25 золотников, ценою в 681 рубль. До 1872 года образ был в медном окладе. У леваго клироса образ Александра Невскаго в сребреноалащеной рит!, 84 пробы, в киоте за стеклом. Образ сей сооружен в 1881 году, в память Царя Освободителя, на средства приходского попечительства. Цена иконы с ризою 160 рублей и за киот 30 рублей.

Хоругви в настоящей церкви сереряные и выалащенныя, 84 пробы, стоят у клиросов на древках. Приобретены хоругви вышеупомянутым купцом Шиловым на 700 рублей., Неизвестно, на свои или церковные средства купец Шилов приобрел описанные серебряныя ризы на св. иконы и хоругви серебрянныя. В описи церковного имущества написано: « возложена такая то риза купцом Шиловым».

Придельная церковь во имя святителя и Чудотворца Митрофана, 1-го епископа Воронежского, Алтарь выкрашен меловою краскою по штукатурке. Св. антиминс на белом атласе, подписан Преосвященнейшим  Никандром, епископом тульским и белевским 1865 г. января 17 дня. Жертвенник имеет форму треугольника, одна сторона котораго закруглена.

Иконостас одноярусный, с резьбою и карнизом выалащенными. Храмовый образ помещен рядом с иконою Спасителя. Над большими образами помещены маленькие образа Господских и Богородичных праздников.

По левую сторону трапезной арки при восточной стороне придела устроен иконостас для трех икон. По стенам трапезной расположены так же святые иконы, разных наименований и неодинаковой величины; они носятся по приходу во время богомолий.

Продолжение следует.

Огнев Валентин 2011 год.

 

Joomla