1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
  • Баннер

Соборная церковь

Тульские Епархиальные Ведомости официальный печатный орган Тульской епархии. Выходили с 1862. Многие миряне не знают о данном источнике информации. Поэтому  продолжу печатать статьи  этого издания.

Соборная церковь Св. Живоначальныя Троицы въ городѣ Ефрѳмовѣ. (далее жми - подробнее)

 

      Существовавший съ первой половины XVII столѣтія сторожевой пунктъ или крѣпость Ефремова въ 1777 году былъ назначенъ уѣзднымъ городомъ Тульскаго Намѣстничества.[1]

     Съ открытіемъ города, въ 1777 году, одна изъ Ефремовскихъ церквей, именно Троицкая, какъ старѣйшая церковь, получила значеніе Соборной церкви.

       Что Соборного церковію была назначена Троицкая, существовавшая деревяннымъ зданіемъ до 1802 года церковь, видно изъ слѣдующихъ данныхъ: а) по самому мѣстоположенію Троицкая церковь должна быть старѣйшею въ Ефремовѣ. Ефремовъ лежитъ на лѣвомъ берегу рѣки Красивой Мечи, при впаденіи въ нее ручья Медвѣжьяго оврага. Въ вершинѣ прямаго угла, образуемаго впаденіемъ этого ручья въ рѣку Мечу, на самомъ возвышенномъ, по Ефремову, берегу рѣки стояла Ефремовская Троицкая церковь. Какъ видно изъ географическаго словаря Семенова, Ефремовъ съ основанія своего „въ числѣ другихъ укрѣпленій входилъ въ Бѣлогородскую сторожевую черту. Крѣпость Ефремовъ, окруженная валомъ, называлась Кремлемъ". И Троицкая церковь, расположенная на двухъ крутыхъ берегахъ рѣки и оврага, находилась въ самомъ центрѣ этой крѣпости —кремля[2] и была здѣсь старѣйшею церковію. Другія Ефремовскія церкви, стоявшія въ удаленіи отъ центра крѣпости, вѣроятно, были построены послѣ, по мѣрѣ увеличенія народонаселенія Ефремова, б) Въ 1790 году Соборной церкви, города Ефремова, протоіерей Зиновьевъ просилъ у Епархіальнаго Начальства разрѣшенія на починку онаго Собора. Изъ другихъ документовъ видно, что протоіерей Зиновьевъ служилъ цри Соборной Троицкой церкви, в) Въ церкви сей на одномъ изъ потировъ имѣется надпись: „поданы Вгоротъ еѳремовь Всаборнаю церковь Живоничальный Троицы. 1803 году Ѳевралл 1 числа. Ѳ. К." Потиръ пожертвованъ въ Соборную Троицкую церковь въ началѣ 1803 года, а освященіе настоящаго Соборнаго храма состоялось въ Декабрѣ 1803 года, стало-быть и прежняя Троицкая церковь была Соборною.

1) Лѣтопись церкви.

       О первомъ Соборномъ храмѣ имѣется мало свѣдѣній. Извѣстно только, что та церковь была деревянная, съ такою жеколокольнею, двухпрестольная. Стояла она къ юго-востоку отъ настоящаго Соборнаго храма; часовня на мѣстѣ св. престола той церкви находится въ 15 саженяхъ отъ послѣдняго. Эти свѣдѣнія записаны въ церковной лѣтописи, подъ 1866 годомъ, священникомъ, перемѣщеннымъ къ Соборной церкви въ 1837 году; онъ могъ слышать разсказы очевидцевъ о старой Соборной церкви. Также и изъ дѣла о началѣ построенія настоящаго храма (о чемъ сказано ниже) видно, что та церковь была деревянная. О времени построенія старой Соборной церкви свѣдѣній не имѣется. Но вѣроятно она была построена задолго до назначенія Ефремова - уѣзднымъ городомъ, т. е., до 1777 года, такъ какъ къ концу ХУШ столѣтія она пришла въ ветхость и требовала исправленія. Въ архивномъ реестрѣ Т. Д. Консисторіи,— но Ефремовскому уѣзду, значится, что 1790 года Августа 8 дня Ефремовской Соборной церкви протоіерей Зиновьевъ „съ разнымъ чиномъ людей" просили „о дозволеніи приступить къ починки, онаго Собора". Въ томъ же реестрѣ записано: „1802 года 6 Января" дѣло „о сгореніи г. Ефремова Соборной церкви". Такъ окончилъ свое существованіе старый Соборный храмъ г. Ефремова.

       Настоящая Соборная г. Ефремова церковь, во имя Св. Живоначальныя Троицы, зданіемъ каменная, съ неболыпимъ подъ ней выходомъ, въ которомъ устроена печь; длиною вся церковь 63 аршина, шириною 27 аршинъ. Колокольня каменная о четырехъ ярусахъ; изъ нихъ на второмъ и третьемъ висятъ восемь  колоколовъ: первый 509 пуд. 2 ф., пожертвованъ наслѣдниками бывшаго долгое время старостою Соборной церкви купца Николая Сивова, по его завѣщанію; второй 298 п. 37 ф., третій 120 п., четвертый 58 п. 35 ф. На четвертомъ ярусѣ устроены часы. Вся церковь обнесена каменного, крытою желѣзомъ, оградою.

       О времени построения существующей теперь Соборной церкви заимствуемъ свѣдѣнія также изъ архивнаго реестра Т. Д. Консисторіи, именно: подъ 5-ымъ числомъ Марта мѣсяца 1795 года записано дѣло по прошенію Ефремовскаго Соборнаго протоіерея Андрея Зиновьева „о дачѣ ему книги для сбора имъ доброхотныхъ дателей на построеніе оной Соборной церкви каменнымъ зданіемъ". Насемъ прошеніи резолюція Преосвященнаго Аѳанасія, Епископа Коломенскаго, отъ 5 Марта 1795 года: „выдать сборную книгу". 1795 года Октября 17 дня записано дѣло „по прошенію, г. Ефремова Соборной церкви, протоіерея Андрея Зиновьева съ приходскими людьми о выдачѣ, для построенія вмѣсто деревянной каменной Соборной церкви, храмозданной грамоты". Стало-быть, настоящая Соборная церковь начата постройкою по благословенно Преосвященнаго Аѳанасія, Епископа Коломенскаго, такъ какъ Ефремовъ, въ то время, въ церковно-административномъ отношеніи былъ причисленъ къ Коломенской епархіи. Объ освященіи церкви въ архивномъ реестрѣ Т. Д. Консисторіи записано: 1803 тода декабря 20 дня дѣло „по прошенію, г. Ефремова, Соборнаго протоіерея Ильи Карницкаго съ братіею объ освященіи новоустроенной Соборной церкви". Передъ праздникомъ Рождества Христова, 1803 года, вѣроятно, и была освящена новоустроенная Соборная церковь мѣстнымъ протоіереемъ Иліею Карницкимъ, по благословенно Преосвященнѣйшаго Меѳодія.

      Самимъ Преосвященнымъ Меѳодіемъ Соборная церковь не могла быть освящена потому, что, какъ видно изъ книги „Преосвященные Епископы Тульскіе", въ концѣ 1803 года Преосвящ. Меѳодій былъ вызванъ на чреду служенія въ СПетербургъ и на пути въ г. Серпуховѣ получилъ указъ о переведеніи въ Тверь[3]

       Построена Соборная г. Ефремова церковь на средства всѣхъ прихожанъ, съ помощію церковныхъ суммъ и сборныхъ денегъ, при стараніи купца Карпа Иванова Минаева. Въ церкви два придѣльныхъ алтаря, въ трапезной части храма. Правый придѣлъ — во имя Смоленскія иконы Божіей Матери — Одигитріи, празднуемой 28 числа І юля. Лѣвый—во имя Св. Архистратига Михаила, празднуемаго 8 Ноября. Правый придѣлъ устроенъ вмѣстѣ съ настоящею церковію и освященъ не позднѣе, какъ черезъ годъ послѣ освященія послѣдней, хотя точной даты освященія его указать" не можемъ. Въ церковной описи 1857 года былъ записанъ св. антиминсъ на престолѣ праваго придѣла, священнодѣйствованный 1804 года Сентября мѣсяца Преосвященнымъ Амвросіемъ (вторымъ Епископомъ Тульскимъ). Лѣвый придѣлъ устроенъ въ 1822 —1823 годахъ, какъ видно изъ имѣющихся въ церковномъ архивѣ двухъ условій, заключенныхъ церковниыъ старостою купцомъ Харлампіемъ Трофимовымъ Цирковымъ съ двумя мастерами, иконостащикомъ и живописцемъ. Иконостасъ и позолота его были произведены въ 1822 году Тульскимъ купцомъ Алексѣемъ Иваповымъ Потудинымъ, за 1600 рублей. Иконостасъ былъ устроенъ во всемъ подобенъ иконостасу праваго придѣла: „за всѣмъ же темъ ежели усмотрено будетъ имъ Цирковымъ въ той работѣ, что-либо несоотвѣтственное иконостасу на правой сторонѣ имѣющемуся, или что и само-собою неблагообразное, обязуюсь я Потудинъ таковую вещь передѣлать подобно тому и благообразно", сказано въ условіи. Иконы написаны на весь иконостасъ въ 1828 году къ Сентябрю мѣсяцу, за 1300 рублей,

    Болховскимъ мѣщаниноыъ Николаемъ Петровымъ. Первый св. антиминсъ на престолѣ лѣваго придѣла былъ атласный бѣлый, священнодѣйствованный Преосвященнымъ Дамаскинымъ, бывшимъ Епископомъ Тульскимъ, 1822 гола І юня 2 дня. Въ виду сихъ данныхъ можно сказать, что освященіе лѣваго придѣла было совершено, по благословенію Иреосвященнаго Дамаскипа, въ 1823 году, конечно предъ храмовымъ праздникомъ, 8 Ноября, бывшимъ въ то время Соборнымъ протіереемъ Николаемъ Соболевымъ. Лѣвый придѣлъ устроенъ не только при стараніи церковнаго старосты, купца Циркова, но можно полагать, что и на его средства, такъ какъ сей Цирковъ извѣстенъ по преданію, какъ щедрый благотворитель Соборнаго храма, и условія объ устройствѣ иконостаса были заключены съ одннмъ Цирковымъ, и съ него получались деньги. Въ условіи съ иконостащикомъ читаемъ: „лесъ для подмостей иконостаса, сколько потребно будетъ, долженъ быть его, Цыркова, деньги же мнѣ Потудину получать отъ него Цыркова посрочно"...

   Въ продолженіе почти столѣтняго существованія Соборная церковь не разъ была ремонтирована, большею частію внутри, съ израсходованіемъ значительныхъ денежныхъ суммъ.

      Въ 1841 году иконостасъ въ настоящей церкви былъ возобновленъ, и самая церковь была расписана по стѣнамъ. Освященіе церкви послѣ этого ремонта было совершено Преосвященнымъ Дамаскинымъ..

      Въ 1862 году вся настоящая церковь была вновь расписана по стѣнамъ, съ разрѣшенія Преосвященнаго Никандра, Епископа Тульскаго (Указъ Т. Д. Консисторіи 1861 г. № 7816), на церковную сумму 1350 руб. 70 коп.

        Въ 1865 году расписана постѣнно (въ первый разъ) трапезная церковь, съ разрѣшенія Епархіальнаго Начальства (указъ Т. Д. Коне, отъ іюня 1865 г. № 4331), на церковную сумму 832 руб.

       Въ 1872 году на колокольнѣ устроены часы съ боемъ, на пожертвованную тайнымъ благотворителемъ сумму 1200 руб. (прих.-расх. книги 1872 г. Сентябрь).

       Въ 1874 году произведенъ большой ремонтъ въ трапезной церкви, на что употреблено церковныхъ денегъ 3568 руб. и пожертвованныхъ тайными благотворителями 1 096 руб. (прих.-расх. книги 1874 г. Сент. — Окт.).

       Въ 1878 году произведенъ былъ такой же ремонтъ въ настоящей церкви на церковныя средства 3085 руб. (Прих.-расх. кн. 1878 г. Окт.— Ноябрь).

      Въ 1890 году, съ разрѣшенія Епархіальнаго Начальства (указъ Т. Д. Коне. 1890 г. за № 2741), по иниціативѣ и при стараніи церковнаго старосты, купца В. А. Вавилова, во всемъ  храмѣ— въ настоящей и трапезной —устроено вновь духовое отопленіе. До того времени отоплялась только трапезная церковь простыми печами. Въ удаленныхъ мѣстахъ отъ печей показывалась сырость на стѣнахъ, съ оконъ лило; въ большіе праздники церковь до тѣсноты наполнялась богомольцами. Съ устройствомъ духоваго отопленіа во всей церкви, эти неудобства устранены. На устройство духоваго отопленія употреблено 3097 руб. 45 к. (книга расх. 1891 г. Май— Октябрь), церковныхъ средствъ: изъ обыкновенныхъ доходовъ и пожертвованныхъ именно на сей предметъ.

      Въ 1892 году, съ разрѣшенія Епархіальнаго Начальства, начатъ былъ большой ремонтъ внутренности всего храма, при стараніи того же церковнаго старосты Вавилова. Въ концѣ 1894 года ремонтъ былъ остановленъ, а въ концѣ 1897 года работы по отдѣлкѣ настоящей церкви вновь открылись, по благословенію Преосвященнѣйшаго Питирима, и имѣютъ скоро окончиться. На весь этотъ ремонтъ, съ 1892 года, включая и трапезную церковь, израсходовано болѣе 16.000 рублей, изъ нихъ до 7000 жертвованныхъ, преимущественно, тайными благо-творителями (Прих.-расх. книги 1892—1894 г.г. и 1897 —1898 г.г.).

    Вслѣдствіе описанныхъ поправокъ Соборпая церковь имѣетъ очень благолѣпный видъ внутри. Мы здѣсь сдѣлаемъ краткое обозрѣніе внутренности церкви.

     Настоящая церковь во имя Св. Живоначалышя Троицы. Храмовое празднонаніе бываетъ въ понедѣльникъ послѣ Воскресенія Пятидесятницы. Св. Антиминсъ этой церкви священнодѣйствованъ Преосвященнымъ Иринеемъ, Епископомъ (бывшимъ) Тульскимъ, 1893 года 5 Сентября.

     Иконостасъ съ вызолоченною рѣзьбой въ стилѣ „рококо", трехъярусный. На правой сторонѣ отъ царскихъ вратъ, въ первомъ ярусѣ иконостаса, образъ Господа Вседержителя, живописной работы, вышиною 2¾ аршина, шириною 1 арш. и 1 верш, въ серебрянной, 84-й пробы, ризѣ вѣсомъ 22 фунта 54 золоти. Рядомъ съ образомъ Спасителя прикрѣпленъ къ двумъ колоннамъ храмовой образъ Живоначальныя Троицы, живописный (Патріархъ Авраамъ принимаеть Бога въ видѣ трехъ етранниковъ подъ дубомъ), продолговато-круглый, въсребровызлащенной 84-й пр. ризѣ, вѣсомъ 17 фунтовъ 78 золот. Рядомъ съ южною дверью, противъ праваго клироса, образъ Божіей Матери — Одигитріи, - снимокъ съ храмовой иконы праваго придѣла.— На лѣвой сторонѣ отъ царскихъ вратъ образъ Божіей Матери съ Предвѣчнымъ Младенцемъ вышиною 2¾ аршина, шириною 1 арш. и 1 верш, въ серебрянной, 84-й пробы ризѣ вѣсомъ 25 фунтовъ. Рядомъ съ этімъ образомъ прикрѣпленъ къ двумъ колонкамъ, образъ св. и Чудотворца Николая, живописный, продолговато-круглый, въ серебрянной, вызолоченной 84-й пробы ризѣ, вѣсомъ 18 фунтовъ 78 золоти. Рядомъ съ сѣверною дверью, противъ лѣваго клироса, образъ свят. Митрофана Воронежскаго, такой же мѣры, какъ предыдущія иконы въ серебрянной, вызлащенной ризѣ, 84-й пробы; возложена риза въ 1850 году. На иконы Спасителя и Богоматери возложены ризы въ 1825 году, а на иконы Пресвятыя Троицы и Св. Николая въ 1822 году. Эти четыре образа стараго письма.

     Въ настоящей церкви хоругви большаго размѣра, въ чеканныхъ, сребровызлащенныхъ ризахъ, стоящія 750 руб. Пожертвованы бывшимъ церковнымъ старостою, купцомъ Николаемъ Ивановымъ Сивовымъ.

   Въ трапезѣ: правый придѣлъ во имя Смоленской иконы Божіей Матери— Одигитріи. Св. Антиминсъ атласный, розоваго цвѣта; священнодѣйствованъ Преосвященнымъ Иринеемъ, Епископомъ (бывшимъ) Тульскимъ, 893 года Сентября 5 дня.

     Иконостасъ въ Визаптійскомъ стилѣ „рококо", одноярусный съ вызолоченною рѣзьбою. Мѣстныя иконы въ сребровызлащенныхъ ризахъ. Храмовый образъ помѣщенъ рядомъ съ северною дверью, въ особомъ кіотѣ; это — мѣстночтимая, древняя икона Божіей Матери—Одигитріи. Скажемъ о сей иконѣ подробнее[4].

       Образъ Смоленскія иконы Божіей Матери — Одигитріи иконнаго писанія; святый ликъ отъ времени потемнѣлъ, изображеніе одежды мѣстами только видно, напр. узоръ нагрудвика. Вышины образъ 1 аршинъ 2 вершка, ширины 14 вершковъ, въ сребровызлащенной чеканной ризѣ, съ жемчужнымъ нагрудникомъ и такимъ же правымъ нарукавникомъ, сь одною звѣздою, осыпанною стразами; на вѣнцѣ корона, украшенная по полямъ стразами и камнями; вѣсомъ риза тринадцать фунтовъ 60 золот. Риза эта сооружена въ 1867 году на сумму 1100 рублей, пожертвованную тайными благотворителями „при стараніи и участіи въ жертвованіи церковнаго старосты, купца Николая Сивова" (Лѣтонись листъ 6). —Образъ сей древній. Не только иконописаніе потемнѣло, но и доска его изветшала. Самое появленіе этой иконы въ Соборномъ храмѣ обнаружилось дивнымъ образомъ, какъ о семъ гласить слѣдующее преданіе. Одна женщина, находившаяся долгое время въ разслабленіи и уже испытавшая всѣ средства лѣченія, прибѣгла къ покровительству Царицы Небесной, усердно и со слезами умоляла Ее о помощи. И вотъ въ сонномъ видѣніи кто-то сказалъ болящей, чтобы она съ причтомъ Соборной церкви отыскала на колокольнѣ (бывшей тогда еще деревянной церкви) образъ Божіей Матери, и чтобы больная женщина приложилась къ нему. Найдены были на колокольнѣ двѣ половинки деки съ изображеніемъ Божіей Матери; какъ только эти половинки приложили одну къ другой, онѣ срослись, и оказался цѣльный образъ Божіей Матери—Одигитріи. Болящую женщину приложили къ образу, и она сдѣлалась здоровою. О чудесномъ явленіи образа хотя говорить только преданіе, но оно подтверждается тѣмъ фактомъ, что видна полоса — трещина на составѣ половинокъ образа и небольшая неправильность самаго состава. Трещина видна не на краскѣ только, но и на самой дскѣ образа. О чудесахъ бывшихъ отъ образа Божіей Матери—Одигитріи приведемъ буквальную запись лѣтописи Соборной церкви. „Много чудесъ происходило отъ чудотворной иконы Божіей Матери— Одигитріи, которыя время и смерть очевидцевъ погрузили въ безызвѣстность. Но съ 1837 года иротоіерей Василій Глаголевъ, какъ очевидецъ происшествій, утверждаю действительность многихъ чудотвореній отъ иконы Одигитріи Божіей Матери, продолжающихся и до сего времени, именно:1) Во время свирѣпствовавшей повсюду болѣзни холеры, въ 1847 и 1848 годахъ, городъ Ефремовъ, покровительствомъ Царицы Небесной, менѣе другихъ мѣстъ пострадалъ отъ этой эпидеміи. Не оставалось тогда почти ни одного дома въ городѣ, гдѣ-бы не было иконы Одигитріи Божіей Матери. 2) Въ 1855 году въ городѣ Ефремовѣ свирѣпствовала холера, такъ что въ городѣ умерло много значительныхъ лицъ и четыре священныхъ особы; но какъ только духовенствомъ сдѣланъ былъ крестный ходъ съ чудотворною иконою Одигитріи Божіей Матери и со св. иконами и хоругвями отъ всѣхъ градскихъ церквей кругомъ города, то эпидемія начала ослабѣвать и вскорѣ совершенно прекратилась. 3) Во время бывшаго въ городѣ Ефремовѣ необыкновеннаго пожара, 18 Мая 1842 года, когда самая средина города и лучшіе дома сгорѣли и даже постройка около Соборной церкви вся погорѣла, но Собора пламя не коснулось, потому что икона Одигитріи Божіей Матери съ другими иконами была вынесена изъ церкви и поставлена противъ свирѣпствовавшаго пламени".[5] Подъ1868 годомъ въ лѣтописи записано: „въ семъ 1868 году Августа 30 дня, отъ находящейся въ Соборной церкви чудотворной иконы Одигитріи Божіей Матери совершилось новое чудо: когда горѣли на большой улицѣ самые лучшіе дома такъ сильно, что уже всѣ средства и усилія человѣческія были истощены, и при сильномъ вѣтрѣ не были въ состоявіи что либо сдѣлать, въ то время Соборнымъ протоіереемъ Василіемъ Глаголевымъ, въ облаченіи, и старостою церковнымъ Николаемъ Сивовымъ была вынесена изъ Собора икона Одигитріи Божіей Матери, съ другими храмовыми, къ мѣсту пожара, противъ стремленія пламени, и въ ту же минуту вѣтеръ стихъ, и пламя порывы свои остановило, и что всего удивительнѣе, одинъ послѣдній домъ горѣвшаго квартала, стоящій на той же линіи съ горѣвшими домами, бывъ объятъ пламенемъ, остался невредимъ. Это событіе подтверждаемъ мы, выносившіе икону. На томъ мѣстѣ предъ иконою Одигитріи Божіей Матери было совершено благодарственное Господу Богу молебствіе съ чтеніемъ акаѳпста Божіей Матери и благодарственной молитвы съ колѣнопреклоненіемъ; что самое и положено совершать ежегодно 30 Августа[6].

       На вѣнцѣ иконы Одигитріи Божіей Матери виситъ серебрянный крестъ, трехконечный,  2х1½ вершка. (Иногда крестъ снимается съ иконы и лежитъ на св. престолѣ). На оборотной сторонѣ поперечника креста вырѣзаны слова: „Вкрестѣ мощи ближней пещери печерскихъ чудотворцевъ". Кѣмъ этотъ крестъ съ частицами св. мощей, которыя дѣйствительно находятся въ немъ, пожертвованъ въ церковь, не извѣстно. Онъ упоминается въ описи церковнаго имущества 1820 года, тогда былъ позлащенъ.

      Лѣвый придѣлъ въ трапезѣ во имя св. Архистратига Божія Михаила. О времени устройства его сказано выше. Иконостасъ формою и отдѣлкою во всемъ подобенъ иконостасу праваго придѣла. Храмовая икона Соборъ Архангела Михаила, вышины аршинъ 2½ вершка, ширины 15 вершковъ, въ сребровызлащенной, 84-й пробы, ризѣ, съ камнями на вѣнцѣ и щитѣ Архистратига Михаила. Св. Ангелы изображены на иконѣ съ ихъ символами.

         Достопримѣчательныя св. иконы, не въ иконостасахъ находящаяся. 1) На деревянной тумбѣ въ кіотѣ за стекломъ, вложенный въ иконѣ, крестъ сребровызлащенный, отдѣланный чернью, съ частицами св. мощей, какъ видно изъ вычеканенной на крестѣ надписи, слѣдующихъ святыхъ: Царя Константина, Іакова Персянина, Великомученика Пантелеймона, Іоанпа Богослова, Іоанна Златоуста, Христофора, Евстафія, Преподобнаго Пимена, Великомученицы Варвары, Ѳеодосіи дѣвы, Максима исповѣдника, Симеона Праведнаго, Великомученика Василія, мученика Іакова отъ четыредесяти, священномученика Аѳиногена и Кипріана. Крестъ трехконечный, концы утолщены съ закругленіями. Длинный конецъ креста З½ вершка, короткій 2¼ вершка. Пожертвованъ, какъ записано въ лѣтописи, прихожаниноыъ Мостовскимъ. Упоминается въ описи церковнаго имущества 1857 года, а въ описи 1820 года его нѣтъ; вѣсу въ крестѣ съ мощами ЗЗ½ золотника. Самая икона, въ которую вложенъ крестъ съ частицами св. мощей, 12х8 вершковъ, съ изображеніями святыхъ, коихъ св. мощи въ крестѣ, обложена сребровызлащенною, 84-й пробы, ризою, въ коей вѣсу 2 фунта 44 золотника. 2) Въ правомъ придѣлѣ ниже клироса, въ деревянномъ съ золоченою рѣзьбою кіотѣ, образъ Свят, и Чудотворца Николая, древняго греческаго письма, св. ликъ потемнѣлъ, но виденъ ясно; на липовой доскѣ, вышины 1 аршинъ 2 в. ширины 12 вершковъ. Въ правой рукѣ Святитель держитъ поднятый мечъ, въ лѣвой — церковь; безъ митры; въ верху изображены Спаситель и Богоматерь. Образъ упоминается въ описи церковнаго имущества 1820 г. Въ 1826 г. на сей образъ была возложена серебрянная риза, которая въ 1891 году замѣнена новою сребровызлащенною, 84-й пробы, ризою, съ эмалью. 3) Съ историческимъ воспоминаніемъ образъ Святит, и Чудотворца Николая, 10х7 вершковъ, въ серебрянной ризѣ, съ вызолоченнымъ вѣнцомъ, въ кіотѣ за стекломъ; пожертвованъ въ Соборную церковь 9 Августа 1856 года, отъ Ефремовской № 83 дружины, начальникомъ Масловымъ, въ память возвращепія оной съ Севастопольской войны. 4) Большія Аѳонскія иконы. Въ 1895 году были присланы съ Аѳона въ Соборную церковь двѣ иконы, пожертвованный неизвѣстнымъ благотворителемъ, писанныя на св. горѣ Аѳонской и освященныя въ Русскомъ, Общежительномъ Андреевскомъ скитѣ. Образа эти: Божіей Матери „Утоли моя печали" и св. Великомученика Пантелеймона, иконнаго писанія, на кипарисныхъ доскахъ, одинаковаго размѣра: 2 аршина вышины и 5 четвертей ширины. Въ доскахъ углубленія: на иконѣ Богоматери ниже погъ, три углублеиія, па иконѣ св. Пантелеймона, у лѣвой руки (въ крышкѣ ящика) одно углубленіе, —залитыя мастикой. Полагаютъ, что въ сихъ углубленіяхъ вложены частицы св. мощей. Святыя сіи иконы особо чтутся прихожанами.

2) Священная утварь Соборной церкви.

        Утварью Соборная церковь очень достаточна. Св. Евангелій шесть, кромѣ двухъ малыхъ. Первое Евангеліе очень цѣнное, 1875 года. Обѣ доски обложены серебромъ и вызлащены, съ чеканными изображеніями. Это Евангеліе, вмѣстѣ сълучшимъ въ церкви потиромъ, куплено за 900 р., и пожертвовано въ Соборную церковь наслѣдниками купца Николая Ив. Сивова. Два Евангелія ХѴПІ столѣтія: одно въ большой листъ на александрійской бумагѣ, печатано въ Москвѣ 1753 года, обложено бархатомъ и вызлащеннымъ серебромъ. Другое—въ полулистъ, печатано въ Кіевѣ, 1773 года. Обложено бархатомъ, съ серебровызлащенными изображеніями.

        Крестовъ напрестольныхъ пять; изъ нихъ замечательны два: 1) Крестъ большой сребровызлащенный, 84-й пробы, съ изображеньями на финифти, осыпанными стразами, вѣсомъ 3 фунта 82 золоти., 1832 года. 2) Крестъ 1789 года, деревянный, покрытый вызлащеннымъ серебромъ 72 пробы, съ выпуклыми изображеніями.

       Священныхъ сосудовъ—потировъ четыре. 1) Потиръ большой, серебрянный, 84 пробы, вызлащенный, съ таковымъ же полнымъ приборомъ; вѣсу въ потирѣ съ приборомъ 7 фунтовъ. На поддонѣ рѣзная надпись: „пожертвованъ наслѣдниками Сивова[7] , о упокоеніи Николая, Елены, Николая и сродниковъ ихъ". 2) Второй потиръ, упоминаемый выше, сребровызлащениый, 84 пробы, съ таковымъ же полнымъ приборомъ; обложенъ серебрянною сѣткою, изображенія па финифтяхъ, сдѣланъ 1801 года. Вѣсу въ потирѣ съ приборомъ 6 фунтовъ. Внутри поддона на краяхъ надпись: „поданы Вгоротъ Еѳремовь Всаборьнаю церковь Живоначальный Троицы 1803 года Февраля 1 числа. Ѳ. К." 3) Потиръ съ приборомъ серебрянный, 84-й пробы, съ позолотою и серебрянною сѣткою, съ изображениями на финифти, 1805 года. 4) Потиръ малый съ приборомъ, кромѣ лжицы, серебрянный, 84 пробы.

        Дарохранительницы три, серебровызлащенныя, 84-й пробы. Двѣ дароносицы серебрянныя 84-й пробы, одна вызлащена. Два серебрянныхъ кадила, 84-й пробы.

3) Библиотека.

        Въ церковной бібліотекѣ полный кругъ богослужебныхъ книгъ. Мѣсячныя минеи всѣ печатаны въМосквѣ, 1754 года, одна тріодь постная 1780 года, печатанавъ Москвѣ же. Кромѣ богослужебныхъ книгъ, есть достаточное число книгъ религіозно-нравственпаго содержанія; святоотеческія писанія, церковно-историческія и церковно-юридическія книги. Назовемъ нѣкоторыя. Толкованіе Блаженнаго Ѳеофилактана Евангеліе, 1764 года[8]. Толкованіе Блаженнаго Ѳеодорита, на пророка Даніила. Бесѣды св. Іоанна Златоуста, Огласительныя поученія св. Кирилла Іерусалимскаго. Точное изложеніе вѣры Іоанна Дамаскина, на русскомъ яз. Синодскія проповѣди, печатаны въ Москвѣ 1776 года, Камень вѣры Стефана Яворскаго, Приточпикъ Евангельскій Сильвестра, архіеп. Астрах. 1808 г. Златое сочиненіе Самуила, раввина іудейскаго, заключающееся въ письмахъ къ раввину Кордубскому Исааку, на обличеніе іудейскаго заблужденія, переводъ съ латинскаго. Исторія Россійской іерархіи, Архим. Амвросія. Нѣсколько томовъ словъ и поученій Высокопреосвященныхъ Исидора, Евсевія, Митрополита М. Сергія, и другихъ авторовъ. Шестьдесят пять томовъ духовныхъ журналовъ. Нѣкоторыя книги берутъ читать прихожане. Въ описи церковнаго имущества 1820 года, въ отдѣлѣ о книгахъ, записано характерное дѣйствіе, едва ли въ настоящее время возможное: „Пять книгъ подъ названіемъ Четьи Минеи житія Св. Отецъ поданы Авдотьею Васильевой), кои по требованію наслѣдниковъ той по- мѣщицы уже умершей опять велѣно возвратить" . На поляхъ надпись, сдѣланная другою рукою: „Въ церкви не находятся". Кѣмъ „велѣно возвратить" пожертвованный въ церковь книги, не подписано.

       Въ церковномъ архивѣ хранятся метрическія книги съ 1813 года, обыскныя книги съ 1820 года, съ брачными документами, исповѣдныя росписи съ 1816 года, кромѣ 1820 —1823 годовъ, клировыя вѣдомости съ 1840 года, приходорасходныя книги съ 1848 года, и Высочайшіе Манифесты съ половины настоящаго столѣтія. Хранится также посланіе (на полулистѣ, въ рамкѣ за стекломъ) приснопамятнаго Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита М. Филарета. Оное посланіе было отвѣтомъ Митрополита священнослужителямъ и гражданамъ города Ефремова на поздравлепіе его съ пятидесятилѣтіемъ служенія въ Епископскомъ санѣ. Ради высокой памяти Святителя Филарета приведемъ его посланіе дословно (Слова въ этомъ посланіи писанныя собственноручно Митрополитомъ, означаемъ вносными знаками):

„Честнѣйшій отецъ протоіерей".

         Сверхъ моего чаянія Божіею милостію даровано мнѣ пройти пятидесятилѣтнее поприще служенія въ Епископствѣ, и выше моего чаянія то вниманіе, которое обратили на предѣлъ сего поприща досточтимые отцы и братія, общники священноначальственнаго и священнаго служенія Престолу Господню.

      Съ утѣшеніемъ вижу въ семъ дѣйствующій духъ общенія, любви, столь вожделѣниый въ сословіи, которое Господь опредѣлилъ Себѣ въ особенный жребій.

„Честнѣйшій отецъ протоіерей

и прочее честнѣйшее священство,

и благовѣрные граждане

Богоспасаемаго града Ефремова",

примите за ваше благое и благожелательное о мнѣ воспоминаніе искреннюю благодарность мою вмѣстѣ съ моимъ истиннымъ въ любви о Господѣ почтеніемъ. „Авг. 25 1867". „Филаретъ М. Московскій".

4) Зданія, принадлежащія Соборной церкви.

       Глухая, безъ оконъ и съ запертою дверью, часовня на мѣстѣ Св. Престола старой Соборной церкви; кирпичная ограда кругомъ церкви, крытая желѣзомъ, построенная вмѣстѣ съ храмомъ. Кирпичное зданіе, крытое желѣзомъ, выстроенное въ 1882 году, на церковныя средства 2828 руб., съ разрѣшенія Епархіальнаго Начальства (указъ Т. Д. Консисторіи отъ 27 Сент. 1882 г , за № 4882). Зданіе назначено для церковной караулки, кладовой и сарая для дровъ. Въ кладовой съ 1891 года помѣщается свѣчной складъ отъ Тульскаго Епархіальнаго свѣчнаго завода.

      5) Соборной церкви принадлежитъ одна часовня. На большой улицѣ, въ домѣ купца Вавилова устроена ниша отверстіемъ на улицу, съ иконою Святителя и Чудотворца Николая, иредъ иконою теплится лампада. Часовня эта устроена потому, что на томъ мѣстѣ, до нанесенія города на планъ, стояла Николаевская церковь г. Ефремова.

     Изъ Соборной церкви бываютъ нарочитые крестные хода, кромѣ повсюду совершаемыхъ. Въ недѣлю Всѣхъ Святыхъ изъ Собора совершается крестный ходъ, при участіи всего градскаго духовенства, въ Спасопреображенскую кладбищенскую церковь, установленный въ 1853 году, въ благодареніе Господу за избавленіе города Ефремова отъ бѣдъ. 13 Августа, въ день памяти Святителя Тихона Задонскаго,— изъ Собора въ Вознесенскую церковь, гдѣ есть придѣлъ во имя Святителя Тихона. Этотъ крестный ходъ установленъ въ 1866 году, по случаю избавленія города Ефремова отъ эпидеміи холеры, бывшей тогда въ сосѣднихъ городахъ и селеніяхъ. Въ праздникъ Вознесенія Господня на Красной площади, близъ Собора, совершается общественное молебствіе. Св. иконы приносятся со всѣхъ градскихъ церквей, въ Богослуженіи участвуютъ всѣ градскіе священники. Совершается благодарственный молебенъ, съ водоосвященіемъ и чтеніемъ акаѳистовъ: Пресвятой Троицѣ, Божіей Матери иредъ иконою Ея „Всѣхъ Скорбящихъ Радость"[9], Святителю Николаю, Св. Пророку Иліи и Св. Великомученику Пантелеймону. Къ Богослуженію собирается множество народа со всего города. Всѣ торговыя помѣщенія и лавки бываютъ заперты. Это молебствіе установлено въ 1867 году,— черезъ 25 лѣтъ послѣ большаго пожара въ Ефремовѣ, бывшаго въ 1842 году, въ благодарность Господу, что такое великое несчастіе для города не повторялось.

     9-го Іюня минувшаго 1897 года Соборную церковь изволилъ посѣтить Его Преосвященство, Преосвященнѣйшій Питиримъ, Епископъ Тульскій и Бѣлевскій. Соборная Ефремовская церковь первою изъ уѣздныхъ церквей Епархіи была обозрѣна Его Преосвященствомъ. Послѣ задушевной рѣчи Владыки къ собравшимся во множествѣ предстоящимъ, выслушавшимъ слова Владыки не только съ глубокимъ вниманіемъ, но даже съ благоговѣніемъ, Его Преосвященство изволилъ осмотрѣть храмъ во всѣхъ его частяхъ.

     Невольно здѣсь припоминается торжественная встрѣча Владыки. Онъ прибылъ къ Собору въ 9 часовъ вечера, со станціи желѣзной дороги. Множество народа стояло полукругомъ на Соборной площади. Все градское духовенство ожидало Владыку внѣ церкви, у западныхъ дверей, сюда были вынесены хоругви. По облаченіи Владыки въ мантію и приняты жезла, протодіаконъ началъ „ входное", ученики духовнаго училища пѣли „Достойно". И началось величественное шествіе въ храмъ. Владыка шествовалъ за духовенствомъ, которое было въ бѣлыхъ глазетовыхъ ризахъ. Въ храмѣ было полное праздничное освѣщеніе. Хоругви, вынесенныя изъ храма, полное освѣщеніе храма, бѣлыя ризы священниковъ, народъ внѣ храма и сгустившіеся сумерки,— все это уподобляло настоящія минуты свѣтлѣйшему празднику— Пасхальной ночи, и наполняло сердца присутствующихъ великимъ восторгомъ. И надолго остаются въ памяти подобныя встрѣчи и производятъ на сердцечеловѣка благотворно-умягчающее дѣйствіе. Недаромъ, при посѣщеніи Епископами уѣздныхъ городовъ и селъ, народъ оставляетъ всякія работы и массами собирается у храмовъ. Не любопытство его влечетъ, а то высокое понятіе, какое имѣетъ нашъ народъ объ Архіереѣ, и то высокоблаго говѣйное чувство, которымъ исполняются сердца вѣрующихъ при Архіерейскихъ службахъ и встрѣчахъ.

6) Церковно-приходское попечительство.

    При Соборной церкви есть церковно-приходское Попечительство. Въ первый разъ Попечительство было открыто въ 1867 году, подъ предсѣдательствомъ бывшаго протоіерея В. Глаголева. Въ теченіе двухъ лѣтъ были значительные членскіе взносы, употреблявшиеся на пособіе бѣднымъ прихожанамъ. Была также установлена кружка Попечительства, обносимая въ храмѣ при Богослуженіяхъ, для сбора подаяній. Но на третій годъ существованія Попечительства членскіе взносы прекратились, и сами члены не стали являться въ засѣданія Попечительства, и вновь выборовъ въ члены Попечительства не производилось до 1897 года. Кружка Попечительства осталась; собираемыя въ ней деньги, отъ 70 до 90 рублей въ годъ, раздаются бѣднымъ прихожанамъ къ праздникамъ Рождества Христова и Пасхи. Во второй половинѣ 1897 года, вслѣдствіе распоряженія Его Преосвященства, Преосвященнѣйшаго Питирима, соборные протоіерей и священникъ предложили своимъ прихожанамъ открыть при церкви приходское Попечительство. Прихожане приняли это предложеніе, и 28 Сентября 1894 года составили приговоръ объ открытии приходскаго Попечительства. Предсѣдателемъ былъ избранъ Соборный протоіерей Алексѣй Гастевъ, членами: священникъ В. Боженовъ и церковный староста В. Вавиловъ— непремѣнные члены и 14 временныхъ членовъ изъ прихожанъ Соборной церкви. Приговоръ этотъ утвержденъ Его Преосвященствомъ 27 Октября 1897 года.

7) Священнослужители (протоіереи и священники) Соборной церкви.

        Соборная г. Ефремова церковь издавна была двухклирной, какъ видно изъ метрическихъ книгъ, духовныхъ росписей и клировыхъ. При ней были: протоіерей, священникъ, два діакона и четыре причетника. Съ 1853-го по 1877-й годъ при Соборной церкви состояли: протоіерей и два священника. По новому же Высочайше утвержденному росписанію штатовъ положено быть: протоіерею, священнику, діакону и двумъ  псаломщикамъ. Каковой составъ причта па лицо въ настоящее время.

      Соборный приходъ на половины между священниками никогда не раздѣлялся. Поэтому приведемъ имена прежде протоіереевъ, потомъ свящснниковъ[10]. Нѣкоторые протоіереи сначала были священниками при Соборной же церкви; ихъ будемъ считать въ спискѣ протоіереевъ. Изъ протоіереевъ прежде другихъ упоминается 1) Андрей Зиновьевъ. Служба его при Соборной церкви относится къ прошлому столѣтію. При немъ совершилось важное событіе въ исторін этой церкви, именно началась постройкою настоящая Соборная церковь, въ 1795 г. Конечно, церковь строилась не безъ участія и трудовъ сего протоіерея (имя его записано въ Синодикѣ Соборной церкви). Но священнодѣйствіе совершалъ протоіерсй Зиновьевъ только въ старой Соборной церкви. Новая —настоящая церковь освящена уже при преемникѣ его, протоіереѣ Карницкомъ. Годъ опредѣленія протоіерея Зиновьева къ Соборной церкви не извѣстенъ. Въ 1790 году онъ упоминается служащимъ при ней. Умеръ въ самомъ концѣ прошлаго столѣтія. 2) Протоіерей Илья Карницкій. Опредѣленъ къ Соборной церкви въ протоіерея въ началѣ настоящаго столѣтія. При немъ освящена Соборная церковь въ 1803 году. Въ метрическихъ книгахъ онъ подписывался „протоіерей Илья". Въ 1821 году уволенъ за штатъ; причина сего неизвѣстна. Умеръ 5 Іюля 1839 года, 73 лѣтъ. 3) Протоіерей Николай Аѳанасъевъ Соболев. Въ началѣ 1816 года онъ опредѣленъ во священника къ Соборной г. Ефремова церкви. Въ 1822 году возведенъ въ санъ протоіерея, на штатное протоіерейское мѣсто при Соборной церкви, по увольненіи за штатъ протоіерея Карницкаго. Умеръ штатнымъ 5 Сент. 1835 года, 50 лѣтъ, отъ чахотки. Степень образованія сихъ протоіереевъ не извѣстна. 4) Протоіерей Петръ Ивановъ Дмитревскiй. Окончилъ курсъ въ Коломенской Семинаріи. 1797-го года 25 Іюня былъ рукоположенъ во священника Прсосвященнымъ Аѳанасіемъ, бывшимъ Епископоыъ Коломенскимъ, въ село Лутово, Богородицкой округи. Тамъ съ 1800 по 1814-й годъ проходилъ должность благочиннаго. Въ Ноябрѣ 1818 г. былъ перемѣщенъ на священническое мѣсто къ Николаевской церкви гор. Ефремова, въ Сент. 1827 г. возведенъ въ санъ протоіерея. Въ Ноябрѣ 1835 г. перемѣщенъ на штатное протоіерейское мѣсто къ Соборной церкви, по смерти протоіерея Соболева. Проходилъ должности: присутствующаго въ Духовномъ Правленіи, духовника съ 1832 по 1836 годъ, благочиннаго съ 1836 по 1841 г., цензора проповѣдей и былъ „сотрудникомъ" попечительства о бѣдныхъ духовнаго званія. Былъ награжденъ фіолетовою скуфьею, имѣлъ крестъ въ память войны 1812 года. Въ Сентябрѣ 1841 г. по старости уволенъ за штатъ, сдавъ мѣсто своему сыну протоіерею Андрею Любомудрову. Умеръ въ 1843 г. 70 лѣтъ. 5) Протоіерей Андрей Петровъ Любомудровъ, изъ студентовъ Семинаріи. Во время гюслѣдпяго учебнаго курса въ Тульской Семинаріи, съ 1830 по 1832-й годъ проходилъ должность лектора по Греческому языку въпизшемъ отдѣленіи Семинаріи. 1836 года Марта 23 дня рукоположенъ во священника въ село Вяжи, Новосильскаго уѣзда, въ 1838 году былъ перемѣщенъ на священническое мѣсто къ Соборной церкви г. Новосиля, въ Сент. 1841 года перемѣщенъ на штатное протоіерейское мѣсто къ Соборной церкви г. Ефремова на мѣсто отца своего, прот. Петра Дмитревскаго. Въ Окт. того же года возведенъ въ санъ нротоіерея. Былъ присутствующимъ въ Духовномъ Правленіи, цеизоромъ проповѣдей и сотрудникомъ попечительства о бѣдныхъ духовнаго званія. Про проповедническую его дѣятельность есть  записи въ клировыхъ вѣдомостяхъ, что онъ говорилъ кромѣ очередной то одну, то двѣ проповѣди. Былъ награжденъ благословеніемъ св. Синода и фіолетовою скуфьею. Умеръ штатнымъ 5 Авг. 1855 г., отъ холеры. 6) Протоіерей Василій Алексѣевъ Глаголёвъ изъ студентовъ Семинаріи, въ Іюлѣ 1835 года рукоположенъ во священника къ Троицкой церкви г. Крапивны. Въ Январѣ 1837 г. перемѣщенъ на священническое мѣсто къ Ефремовской Соборной церкви. Въ Сент. 1855 года возведенъ въ санъ протоіерея на штатное мѣсто при Соборной церкви. Проходилъ должности законоучителя въ уѣздномъ и приходскомъ училищахъ 25 лѣтъ; былъ присутствующимъ Духовнаго Правленія, благочиннымъ градскнхъ церквей съ 1841 по 1876-й годъ, предсѣдателемъ цензурная комитета, и исполнялъ много временныхъ должностей. Въ клировыхъ вѣдомостяхъ записано, что онъ говорилъ кромѣ очередной отъ двухъ до пяти проповѣдей въ годъ[11]. Разсказываютъ, что протоіерей Глаголевъ былъ строгъ къ себѣ въ исполненіи обязанностей и требователенъ къ иодчиненнымъ. Любилъ торжественное богослуженіе и слѣдилъ за исполненіемъ богослужебнаго устава. Имѣлъ награды: орденъ св. Анны 3-й степени, по статуту, и наперсный крестъ. Умеръ штатнымъ 10 Февраля 1878 года. Служилъ при Соборѣ 41 годъ. 7) Протоіерей Петръ Евграфовъ Воскресенскій, изъ студентовъ Семинаріи. Въ Сент. 1855 г. рукоположенъ во священника къ Ефремовской Соборной церкви; 1879 года въ Февралѣ возведенъ въ протоіерея на штатное при сей церкви мѣсто. Проходилъ должности законоучителя во 2-мъ приходскомъ училищѣ 7 лѣтъ, въ мужской прогимназіи 6 лѣтъ, состоялъ членомъ Правленія при Ефремовскомъ духовномъ учнлищѣ 12 лѣтъ; много потрудился при переводѣ духовнаго училища изъ т. Новосиля въ Ефремовъ въ 1870 г. и по устройству зданія для училища; состоялъ благочиннымъ градскихъ церквей съ 1876 года по день смерти. Былъ награжденъ наперснымъ крестомъ. Умеръ штатвымъ 2 Ноября 1886 года. 8) Нынѣ состоящій на службѣ протоіерей Алексѣй Стефановъ Гастевъ, изъ студентовъ Семинаріи. До рукоположенія во священника былъ учителемъ въ Ефремовскомъ духовномъ училищѣ по русскому языку. 1884 года 2 Декабря рукоположенъ во священника къ Вознесенской церкви г. Ефремова. 6 Апрѣля 1895 года[12] перемѣщенъ на протоіерейское мѣсто къ Соборной церкви г. Ефремова, а 16 Апрѣля возведенъ въ санъ протоіерея. Проходитъ должности законоучителя въ Ефремовскомъ уѣздномъ училищѣ съ 1888 г. и въ Ефремовской женской прогимназіи съ 1890 года, до сего года состоялъ законоучителемъ приходскаго мужскаго училища. Состоитъ: благочиннымъ градскихъ церквей съ 15 Марта 1894 года, съ 15 Мая того же года— предсѣдателемъ уѣзднаго Отдѣленія Т. Епарх. училищнаго Совѣтд, членомъ Правленія Ефремовскаго духовнаго училища съ 10 Іюля 1897 года. Произносить проповѣди своего сочиненія и по печатнымъ книгамъ. Награжденъ камилавкою.

     Изъ свящснниковъ Соборной церкви упоминается 1-мъ) священникъ Илья Александровъ Димитріевъ. Годъ опредѣленія его къ Соборной церкви неизвѣстенъ. Подпись его въ метрическихъ книгахъ есть до Декабря 1813 года. По духовнымъ росписямъ за 1816-й годъ онъ значится: „уволенный отъ должности священникъ Илья Александровъ", а съ 1824 г. въ духовныхъ росписяхъ онъ писался: „престарѣлый священникъ". Умеръ 29 Января 1831 года. Отъ должности онъ уволенъ въ 1814 году, а на его мѣсто опредѣленъ 2) священникъ Димитрій Матвеевъ Красновъ. Съ Января 1815 года начинается его подпись въ метрикахъ; послѣдняя подпись 28 Ноября 1815 г., далѣе прерывается. И въ духовныхъ росписяхъ съ 1816 по 1819-й годъ (съ 20 по 23 годъ духовныхъ росписей нѣтъ) священникъ Красновъ не значится. Съ 1821 года въ метрикахъ опять появляется подпись священника Димитрія Краснова, значится онъ и въ духовныхъ росписяхъ съ 1824 года. Очевидно, священникъ Дамитрій Красновъ былъ временно переведенъ отъ Собора къ другой церкви, а на его мѣсто былъ опредѣленъ во священника къ Соборной церкви, въ началѣ 1816 года, священникъ Николай Соболевъ. По увольненіи же за штатъ протоіерея Ильи Карницкаго, въ 1821 году, священникъ Красновъ возвращается къ Соборной церкви на священническое мѣсто, а священникъ Соболевъ занимаетъ нротоіерейское мѣсто. По всей вѣроятности тогда произошла какая-либо непріятность между Соборнымъ причтомъ, чѣмъ, можетъ быть, и объясняется долговременное состояніе за штатомъ протоіерея Карницкаго,— болѣе 17 лѣтъ. Умеръ священникъ Красновъ штатнымъ 28 Февраля 1836 года. На его мѣсто былъ перемѣщенъ священникъ В. Глаголевъ, послѣ протоіерей. 3) Священникъ Ѳеодоръ JJpoхоровъ Щегловъ, изъ студентовъ Семинаріи. Въ Ноябрѣ 1853 г. рукоположенъ во священника къ Соборной церкви г. Ефремова на третье мѣсто. Проходилъ должности законоучителя: въ Ефремовскомъ приходскомъ училищѣ девять лѣтъ, въ уѣздномъ училищѣ и женской прогимназіи по 25 лѣтъ. Состоялъ членомъ Правленія Ефремовскаго духовнаго училища два выбора— 6 лѣтъ. Былъ награжденъ наперснымъ крестомъ. Умеръ штатнымъ 26 Марта 1895 года. Такимъ образомъ священникъ Ѳ. Щегловъ служилъ при одной и той же Соборной церкви почти сорокъ два года. 4) Священникъ Muxаилъ Петровъ Воскресенский, кандидатъ Московской духовной академіи. 1887 года 2 Февраля былъ рукоположенъ во священника къ Соборной церкви г. Ефремова на мѣсто отца своего, протоіерея II. Воскресенскаго. Состоялъ законоучителемъ въ женской прогимназіи. Въ началѣ 1890 года священникъ М. Воскресенскій, по нездоровью, перемѣстился въ Ставропольскую епархію. Теперь здравствуетъ въ санѣ протоіерея г. Екатеринодара. 5) Свяшенникъ Алексѣй Ивановъ Глаголевъ, студентъ семинаріи. Въ Ноябрѣ 1887 года рукоположенъ во діакона къ Соборной церкви г. Ефремова, а въ Іюлѣ 1890 г. рукоположенъ во священника къ той же церкви, на мѣсто священника Воскресенскаго. Состоялъ учителемъ пѣнія при Ефремовскомъ духовномъ училищѣ. Умеръ штатнымъ 6 Декабря 1893 г., отъ чахотки. 6) Нынѣ священствующій Василій Ивановъ Боженовъ. Студентъ семинаріи. 1882 г. Iюля 17 дня былъ опредѣленъ во псаломщика въ село Никольское-ІІономарево, Ефремовскаго уѣзда, а 1884 года 5 Апрѣля рукоположенъ во священника къ Николаевской церкви того же села. Въ Январѣ 1894 года перемѣщенъ на священническое мѣсто къ Соборной церкви г. Ефремова. Состоя на службѣ въ селѣ Никольскому проходилъ должности: законоучителя въ двухъ земскихъ училищахъ, наблюдателя церковно-приходскихъ школъ и помощника благочиннаго по 3-му Ефремовскому округу. Теперь состоитъ: законоучителемъ въ двухъ приходскихъ г. Ефремова училищахъ, мужскомъ и женскомъ съ 1-го Сентября 1895 года, постояннымъ членомъ Ефремовскаго уѣзднаго Отдѣленія Т. Еп. училищнаго Совѣта съ 24 Марта 1894 года и членомъ строительнаго комитета по устройству новаго зданія для Ефремовскаго духовнаго училища. Награжденъ набедренникомъ. Произносить въ церкви поучепія своего сочиненія и готовыя; составляетъ поученія и для печати. Такъ въ минувшемъ 1897 году были напечатаны четыре его поученія въ „Христіанской бесѣдѣ", №№ 9 и 11-й (приложеніе къ журналу „Пастырскій собесѣдникъ") и одно поученіе въ журналѣ „Воскреспый День", № 44. Церковнымъ старостою при Соборной церкви состоитъ Ефремовскій купецъ Василій Александровъ Вавиловъ, съ 1889 г

       8) Прихожане Соборной г. Ефремова церкви—преимущественно торговое сословіе купцы и мѣщане. Они состоять частію изъ коренпыхъ жителей г. Ефремова,—фамиліи которыхъ существовали еще до открытія города, частію изъ пришедшихъ изъ другихъ городовъ: Серпухова, Богородицка и др. Нѣкоторыя купеческія фамиліи, носители которыхъ обладали большимъ состояніемъ, давно не существуютъ. Память о нихъ не живетъ въ потомствѣ и самыя пространная жилища ихъ «не обрѣтаются на мѣстахъ своихъ". Такъ мимо идетъ слава человѣческая, и увядаютъ дни жизни нашей, какъ цвѣтокъ полевой. А вотъ о тѣхъ лицахъ изъ прихожанъ Соборвыхъ, которыя много содействовали благоустройству своего приходскаго храма или матеріальными жертвами или трудами, благодарная память потомства сохраняется и доселѣ. И въ храмѣ они молитвенно поминаются и будутъ поминаться многіе годы. Таковы изъ бывшихъ прихожанъ: Карпъ Минаевъ,—при его стараніи Соборная церковь строилась; Харлампій Трофимовъ Цирковъ и Николай Ивановъ Сивовъ, долгое время служившіе при церкви въ должности церковныхъ старость и украсившіе ее возложеніемъ дорогихъ ризъ на св. иконы, частію на собственныя средства, частію располагая къ тому жертвователей. Занятіе прихожанъ Соборной церкви преимущественно хлѣбная вывозная торговля и мѣстная торговля. Въ урожайные годы въ Ефремовѣ много ссыпаютъ привознаго съ разныхъ мѣстъ хлѣба, а отсюда отправляютъ хлѣбъ по большей части за-границу.

         Въ прежнее время въ Соборномъ приходѣ постоянно жили дворяне. Такъ упоминаются фамиліи: помѣщика Безобразова, —имъ въ 1820 году былъ пожертвованъ въ церковь образъ Калужскія иконы Богоматери въ серебрянномъ окладѣ; помѣщика Безгина. Этого помѣщика и дворовые люди входили въ составь Соборнаго прихода. Въ духовныхъ росписяхъ за 1831-й годъ записаны въ числѣ прихожанъ Соборной церкви: „деревни Дмитревки помѣщика Безгина дворовые люди", ихъ 17 домовъ. —До распредѣленія градскихъ приходовъ по кварталамъ, въ 1877 году, къ Соборному приходу принадлежали всѣ чиновные люди, съ городничимъ во главѣ. Но съ передѣломъ приходовъ такое преимущество Соборнаго прихода окончилось, и Соборный приходъ съ того времени значительно сократился. Въ настоящее время въ приходѣ 547 душъ мужскаго пола и 605 женскаго пола. Прихожане къ богослуженію усердны; по-видимому, съ желаніемъ выслушиваютъ пастырскія поученія. Долгъ исповѣди, за немногими исключеніями, исполняется всѣми ежегодно. Не мало прихожанъ ѣздятъ на богомолія по святыиъ мѣстамъ. Исполняются по возможности церковные уставы (относительно постовъ), по крайней мѣрѣ нѣтъ злонамѣреннаго нарушенія ойыхъ. Раскольниковъ и сектантовъ нѣтъ. Не было ихъ и прежде въ Соборномъ приходѣ, какъ видно изъ документовъ.

      Въ Соборномъ приходѣ состоять слѣдующія учебныя заведенія: уѣздное училище, женская прогимназія, женское приходское училище— вблизи самой церкви и мужское приходское училище. Послѣднее было открыто въ 1822 году купцомъ Райскимь; послѣ оно было переименовано въ уѣздное училище, а мужское приходское открыто особо. Женское приходское училище открыто въ 1860 году, Февраля 21 дня[13], исправляющимъ должность штатнаго смотрителя, законоучителемъ, Соборнымъ протоіереемъ Василіемъ Глаголевымъ, съ предводителемь дворянства Яковомъ Бахтеяровымъ. Приходскія училища многолюдны. Въ семъ, напр. году въ мужскомъ 205 учениковъ, въ женскомъ 163 ученицы, такъ что въ школахъ обучаются не только всѣ дѣти Соборныхъ прихожанъ, но и многія изъ другихъ градскихъ приходовъ. Въ районѣ же Соборнаго прихода находится и Ефремовское духовное училище, съ 1870 года. Такъ въ отношеніи просвѣщенія столѣтняя исторія Соборной г. Ефремова церкви обращаетъ на себя вниманіе тѣмъ, что за это время въ Соборномъ приходѣ открыты четыре школы собственно градскихъ, и духовное училище помѣщено въ Соборномъ приходѣ стараніемъ Соборнаго же протоіерея.

    Да сподобитъ Господь Богъ великихъ милостей всѣхъ потрудившихся надъ благоустроеніемъ Ефремовскаго Соборнаго храма и его прихода!

Священникъ В. Боженовъ.

Боженов В. Соборная церковь Святой Живоначальной Троицы в городе Ефремове // ТЕВ. 1899. №7. С. 230-239; №18. С. 810-815 (продолжение); №19. С.842-849. Летопись церкви,  священная утварь, библиотека, здания, принадлежащие соборной церкви, церковно-приходское попечительство.



[1] Географическій словарь Семенова. Въ томъ же словарѣ приводится нредаиіс, по которому Ефремовъ получилъ названіе отъ имени разбойника Ефрема, производпвшаго здѣсь в старину разбои.

[2] Въ 30-хъ годахъ сего столѣтія, по разсказамъ Ефремовскихъ старожиловъ, немного южнѣе Соборной церкви, къ самому берегу рѣки выкапывали изъ земли дубовыя бревна. Вѣроятно, остатки бывшей крѣпости.

[3] Преосвященные Епископы Тульскіе. Памятная книжка для Тульской епархіи. Тула. 1865 г. стр. 29.

[4] Свѣдѣнія о явленіи сей иконы и бывшихъ отъ ней чудесахъ заимствованы

изъ церковной лѣтописи Соборной, отъ 1866 года.

[5] Лѣтопись листъ 3.

[6] Там-же. листъ 2-й.

[7] Николая Ивановича, бывшаго Соборнаго старосты.

[8] Эта книга подана въ церковь женою умершаго мѣіцанина Карпа Минаева (при стараніи коего строилась церковь) Маврою Яковлевою Сент. 26 дня 1843 года. Добавленіе къ церковной описи 1820 года.

[9] Икона Богоматери „Всѣхъ Скорбя щихъ Радость" приносится изъ Преображенской (Никитской) церкви. Икона эта, (болшихъ размѣровъ) особо чтимая отъ всѣхъ Ефремовскихъ жителей. Нерѣдко ее берутъ въ дома по всему городу. Икона сія очень древняя. Она перешла въ Преображенскую церковь изъ упраздненнаго въ 1704 году Ефремовскаго монастыря, стоявшаго на мѣстѣ настоящей Кладбищенской церкви.

[10] При составленіи списка священнослужителей мы пользовались метрическими книгами, духовными росписями и клировыми вѣдомостями.

[11]Про проповѣдническую дѣятельность нротоіерея Глаголева и его сослуживцев, священниковъ П. Воскресонскаго и Ѳ. Щеглова записано въ церковной лѣтописи, подъ 1868 и 1870 годами: „катихизическія поученія протоіереемь и священниками своего сочиненія произносятся въ церкви, а равно и душеспаситедьныя чтенія".

[12]Но сіе время съ Ноября 1886 года при  Соборной церкви протоіерея не было. Настоятельствовалъ старшій священникъ О. Щегловъ.

[13] О времени открытія приходскихъ училищъ и лицахь, откршшихъ оныя записано въ церковной лѣтоииси. Листъ 5

 

Joomla