1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
  • Баннер

Схиархимандрит Ксенофонт

         Различные жизненные и исторические обстоятельства связали Тульскую землю и Оптину Пустынь. Одним из таких обстоятельств является то, что жители различных сословий Тульской губернии шли в Оптину Пустынь, чтобы нести в монастыре монашеское служение.

     При посещении монастыря Введенская Оптина пустынь в храме в честь Казанской иконы Божией Матери обращает внимание захоронение в левом приделе настоятеля Оптиной Пустыни архимандрита Ксенофонта. На надгробной плите имеется надпись: «На сем месте погребено тело настоятеля обители Архимандрита Ксенофонта в мире купеческого сына Василия Ивановича Клюкина из г. Ефремова Тульской губернии. Скончался 30 августа 1914 года 67 лет от рождения. Настоятелем сей обители был 15 лет. В монастыре провел 45 лет. Поступил в сию обитель 1 ноября 1866 года. Вечная ему память».

        И что же известно об архимандрите Ксенофонте – уроженце Тульской земли города Ефремова?   (Кликни на подробнее)

 

      О его жизненном пути в монастыре кратко описывается в различных источниках. Архимандрит Ксенофонт, в миру Василий Иванович Клюкин, купеческий сын. Родился Василий Иванович в г. Ефремове Тульской губернии.

После поступления в обитель 1 ноября 1866 года, определен в число братства Оптиной Пустыни только 13 октября 1869 года.

     В первые годы нахождения в монастыре Василий Иванович нес послушание на кухне, погребах, в просфорной, при рухлядной, заведовал братским бельем. Пострижен в рясофор 21 декабря 1869 года, а в монашество пострижен 19 июня 1876 года. По происшествии чуть более четырех лет, 30 сентября 1884 года его рукоположили в иеродиакона. С 18 октября 1890 года отца Ксенофонта утвердили указом Калужской духовной консистории казначеем, а 21 ноября 1890 года он был посвящен в священный чин иеромонаха.

       9 июля 1899 года проводились выборы нового настоятеля монастыря. Одной из кандидатур был иеромонах Ксенофонт. Большинством голосов старшей братии он был избран, а в августе 1899 года утвержден в должности настоятеля Оптиной Пустыни с возведением в сан игумена. 2 мая 1900 года назначен благочинным монастырей Калужской епархии и 14 апреля 1904 года возведен в сан архимандрита.

        В начале 1900 годов в монастыре находилось около трехсот человек. Было большое хозяйство. В обители было два странноприимных дома, в которых братия принимали и кормили в течение года несколько десятков тысяч богомольцев и странников. На дорогу многие из них снабжались обувью, одеждой, деньгами. При монастыре находилась больница для бесплатного лечения братии и окрестных жителей.

        20 декабря 1907 года неустановленными преступниками были убиты два рясофорных монаха. В июне 1909 года произошел большой разлив реки Жиздры. Это обернулось большими убытками для монастыря. Во время разлива были разрушены мельничные плотины, затоплены луга, уничтожены посевы и огороды. Имея слабое сердце и испытывая большие нагрузки отец Ксенофонт тяжело заболел. В 1910 году он перенес операцию. Очень сильно на него повлияла «оптинская смута». Группа тщеславных монахов, при поддержке некоторых светских лиц, начиная с 1910 года постоянно писали жалобы епархиальному начальству и в Св. Синод. Целью доносчиков было получение начальствующих должностей и смена руководства монастыря. Архимандрит Ксенофонт, на основании прошения по болезни, 1 января 1912 года был уволен от должности благочинного мужских монастырей. В сентябре выезжал в отпуск по состоянию здоровья, в котором находился до апреля 1913 года. Умер архимандрит Ксенофонт 30 августа 1914 года. Отпевание прошло 2 сентября. Отпевание возглавлял епископ Михей (Алексеев). По желанию братии архимандрит Ксенофонт был захоронен в Казанском храме. На могиле была установлена белая деревянная гробница. В начале 2000-х годов установили мраморную гробницу.

      Отец Ксенофонт имел много наград. Удостоен набедренника 15 октября 1891 года, получил благословение Св. Синода от 14 мая 1896 года. Награжден 4 июня 1896 года наперстным крестом, а 6 мая 1902 года орденом св. Анны 3-й степени. Преподано благословение Св. Синода в 1906 году и в этом же году 14 мая удостоен медали Красного Креста. Награждался архимандрит Ксенофонт орденами св. Анны 2-й степени 6 мая 1907 года и 6 мая 1910 года св. Владимира 4-й степени.

        В отрывочных сведениях об оптинских подвижниках говорится, что он был строгим подвижником, монахом святой жизни, известен как не стяжатель, щедро жертвовавший нуждающимся. Из воспоминаний митрополита Вениамина (Федченкова), посещавшего Оптину Пустынь в бытность свою архимандритом, ректором Тверской Духовной Семинарии: "Вместе с этими монахами мне вспомнился и отец игумен монастыря. Я теперь забыл его святое имя – может быть, его звали Ксенофонт. Это был уже седовласый старец с тонкими худыми чертами бледного лица. Лет около 70. Мое внимание обратила особая строгость его лица, даже почти суровость. А когда он выходил из храма боковыми южными дверями, то к нему с разных сторон потянулись богомольцы, особенно – женщины. Но он шел поспешно вперед, в свой настоятельский дом, почти не оглядываясь на подходивших и быстро их благословляя. Я не посмел осудить его: слишком серьезно было лицо его. Наоборот, я наполнился неким благоговейным почтением к нему. Этот опытный инок знал, как с кем обращаться. И вспоминается мне изречение святого Макария Великого, что у Господа есть разные святые: один приходит к Нему с радостью; другой – в суровости; и обоих Бог приемлет с любовью".

      В книге И. М. Концевича «Оптина пустынь и ее время» архимандрит Ксенофонт при личной порядочности характеризируется как настоятель несколько слабоватым. Но в биографическом справочнике «Насельники Оптиной пустыни XVII-XX веков» иеромонах Платон (Рожков) указывает, что это можно только связать с кадровыми назначениями в обители, но в целом отец Ксенофонт был хорошим и авторитетным настоятелем. И он приводит слова преподобного Варнософия, находившегося в Манчжурии и узнавшего о болезни настоятеля: «Да сохранит Господь возлюбленного отца игумена Ксенофонта. Страшно подумать, что будет Оптина при другом игумене, без традиций…».

       А что известно о его жизни, о его семье в городе Ефремове Тульской губернии, т.е. по месту его рождения?

          Повторюсь, архимандрит Ксенофонт – в миру Василий Иванович Клюкин. Родился Василий в г. Ефремове Тульской губернии, в семье купцов. Купец по словарю Ефремовой означает, лицо, ведущее частную торговлю, владеющее торговым предприятием.  Человек, желающий стать купцом, шел в земскую управу, и сообщал, что он хочет быть оным – по-современному предпринимателем без образования юридического лица. Объявлял капитал – количество денег в обороте. Само собой, платил налог с оборота. Он мог быть крестьянином, мещанином. Казаки только не были купцами. Они были "торговыми казаками". Купцы третьей гильдии (этот разряд купеческого сословия встречался до конца XIX века) могли вести лишь мелочную торговлю, содержать трактиры и постоялые дворы, заниматься ремеслом. Статус купца не передавался по наследству и не был даже постоянным при жизни.

     Тема купеческой жизни в старинном городе Ефремов Тульской губернии изучена не в полной мере, а о купцах Клюкиных имеются только единичные упоминания. По документам Тульского государственного архива восстановим отдельные моменты из жизни семьи Клюкиных.

        Определенные сведения о купцах Клюкиных получены из ревизских сказок, исповедных ведомостей церквей и других источников. Эти сведения, конечно, не в полном объеме могут охарактеризовать Клюкиных, но уже можно понять какие складывались обстоятельства в семье и какое положение их было в обществе.

        17 октября 1795 года в казенную палату городской голова города Ефремова ефремовский купец Никита Елисеевич Болотов подавал ревизскую сказку на ефремовских купцов 3-й гильдии. Среди списков купцов значилась и семья Клюкиных во главе с Кондратием Михайловичем 1725 года рождения, прапрадедом схиархимандрита Ксенофонта.  В документе в отношении Кондратия Михайловича сделана пометка, что он записан в сказке мещан. В переписи мещан 1795 года города Ефремова также внесена запись: «Кондратей Михайлов сын Клюкин, 57 лет. Умре в 792 году».  Переход в сословие мещан Кондратия Михайловича был связан с условиями членства в купеческой гильдии. Но купеческое дело отца, продолжает его сын Абрам, который объявляет за 1794 год капиталы в сумме 1010 рублей.  А за 1795 год капитал был объявлен уже в сумме две тысячи рублей. С этих и последующих сумм Абрам Кондратьевич, объявляя капитал, уплачивал гильдейский сбор и числился в гильдии купцов.  Значит купеческое дело на данный период у него развивалось, т. е. он успешно вел торговлю.  И в 1798 году Абрам Кондратьевич Клюкин уже являлся городским головой города Ефремова.

Православные таинства семья купцов Клюкиных совершала в Никольской церкви города Ефремова. Об этом говорит духовная роспись за 1798 год. В росписи указана семья Клюкиных в количестве 13 человек, во главе которой стоял Абрам Кондратьевич.

Абрам Кондратьевич Клюкин 1748 года рождения был женат на жительнице города Ефремова Анне Яковлевне. Можно предположить, что она была из купеческой семьи, так как купцы в основном женились на женщинах своего сословия. В семье у них было четыре сына: Захар, Сергей, Петр, Семен и две дочери: Мария, Мавра. Абрам Кондратьевич Клюкин являлся прадедом, а его сын Петр 1779 года рождения дедом отца Ксенофонта.

      Дочь Абрама Кондратьевича Мария была выдана замуж за ефремовского купеческого сына Якова Титова. Женатыми были и сыновья Захар, и Сергей.  Захар женился на Аграфене Васильевне Володиной, купеческой дочери. У них был сын Максим   и дочь Александра. В этой же переписи семьи Клюкиных у Сергея указана жена Дарья Андреевна, «взятая города Ефремова Соборной Троицкой церкви Протопопова дочь».

      В переписи купцов города Ефремова, отдельной семьей записан и Вукол Кондратьевич Клюкин с женой Марьей Евдокимовой. В 4-ой ревизии Вукол был записан ошибочно как Николай. В отношении него имеется запись, что Вукол Клюкин в 1795 году числился в купечестве с объявленным у него капиталом 1005 рублей на будущий 1796 год. Но указом от 23 июня 1794 года капитал у него не объявлен. На основании этого, резолюцией городского магистрата от 9 июля 1795 года Вукол Кондратьевич со своим семейством записан в мещане и занесен в перепись мещан г. Ефремова. Значатся они в списках мещан и в ревизской сказке города Ефремова 1816 года.

        В 1816 году во главе купеческого семейства Клюкиных стал Сергей Абрамович Клюкин. Его отец Абрам Кондратьевич, старший брат Захар Абрамович и жена Дарья Андреевна умерли. Совместно с Сергеем Абрамовичем проживала его мать Анна Яковлевна, семья младшего брата Петра Абрамовича. Петр был уже женат на второй жене Марфе Васильевне и у них от совместного брака было двое детей: дочь Вера и сын Абрам. Проживал с ними и сын от первого брака Алексей.  В состав семьи Сергея Абрамовича входили также члены семьи умершего старшего брата Захара жена Аграфена Васильева, их сыновья: Максим с женой Авдотьей Гавриловной, Николай, Матвей, Алексей. Таким образом, можем сказать, что купеческая семья Клюкиных, где проживал прямой предок будущего настоятеля Оптиной Пустыни, в середине второго десятилетия 19 века была немалая и состояла из 13 человек. Период жизни купцов Клюкиных с 1816 по 1834 годы обозначился следующими известными событиями. Умерла Анна Яковлевна, мать Сергея Абрамовича и Петра Абрамовича. В 1826 году умер в семье Петра Абрамовича сын Абрам. Но за указанный период в его семье родилось трое детей. Это сын Иван и две дочери: Надежда, Любовь. Сын Петра Алексей женился на женщине по имени Екатерина (1813–†?) (другие данные в документах не встречаются). У них родились две дочери: Александра и Юлия.

         В сентябре 1817 года Петр Абрамович берет в оброчное содержание мукомольную мельницу, принадлежащую городскому обществу г. Ефремова. Мельница, с прилегающим к ней огородом, выше плотины лугом, строениями и лазинником по контору, была расположена на речке Уродовка, на землях г. Ефремова. Разрешение на содержание мельницы купцу П. А. Клюкину было выдано городской думой сроком на 10 лет. Оброк в думу составлял двадцать пять рублей в год. 15 сентября 1827 года срок использования мельницы купцом Клюкиным истекал, и мельница была выставлена на торги. Торги в июле 1827 года выиграл Петр Абрамович. Мельницу он мог использовать еще 4 года с уплатой налога 215 рублей в год.

        Старший брат купца Петра Абрамовича Клюкина, Сергей Абрамович «по учиненному разделу выбыл особым семейством в 1817 году в купечество оного ж города». Отдельно занимались купеческим делом и племянники Сергея Абрамовича: Максим, Николай, Матвей и Алексей, дети умершего Захара. Это было связано с Указом Правительствующего Сената от 28 февраля 1809 года. Таким образом, Сергей Абрамович, Петр Абрамович и дети умершего Захара Абрамовича числились в раздельных капиталах и раздельно платили гильдейские сборы, занимаясь предпринимательством. Так купец Сергей и купеческий сын Алексей Клюкины в 1825 году выиграли торги на содержание двух трактиров в г. Ефремове. От содержания этих трактиров отказались бывший купец Василий Толстухин и купеческий сын Николай Краснобаев. Результаты этих торгов были утверждены городской думой 3 февраля 1826 года со взносом акциза за 1-й трактир 350 рублей и за 2-й – 345 рублей в год.

         В одном из источников за 1826 год встречаются документы о якобы неблаговидных поступках Петра Абрамовича и его жены. Суть дела в следующем. В семье Клюкиных проживала крепостная девка Любовь Архипова купца Ильина для обучения рукоделью. Она обратилась в полицию о том, что якобы ее подвергают избиению и издеваются над ней Петр Абрамович, его жена и просила защиты от них. В связи с этим крепостную Любовь Архипову направили проживать к купцу Ильину, ее хозяину. А в отношении купца Клюкина городничий направлял письмо Тульскому гражданскому губернатору. В письме он сообщал об обращении крепостной Любови Архиповой об якобы избиении ее купцом Клюкиным и его женой. Какие меры были приняты в отношении Клюкиных в документах источника не указаны. Но ни в одном из документов не указывается конкретно факт избиения крепостной девки Ильина. Поэтому мы не можем сказать о подтвержденных избиениях и издевательствах семьей Клюкиных крепостных.

         В документах переписи 1850 года указывается, что в 1845 году умер Петр Абрамович, а его сын Алексей в 1842 году из купцов был переведен в мещанство. Ефремовским 3-ей гильдии купцом в переписи значится Иван Петрович, сын умершего Петра Абрамовича, отец архимандрита Ксенофонта. Иван был женат на Марии Федотовне.  У них было два сына: Александр 7 лет и Василий 5 лет. Из этого документа мы видим, что в семье Ивана Петровича Клюкина в 1845 году родился сын Василий, будущий настоятель Оптиной пустыни и благочинный монастырей Калужской епархии.

          Наступает 1857 год. Вновь проводится перепись населения. Иван Петрович Клюкин подает ревизскую сказку. В данном документе значится он с женой и двумя подросшими сыновьями Александром и Василием. Но значится семья по мещанскому сословию. Из этого следует, что Иваном Петровичем не были уплачены гильдейские сборы и он был переведен из купцов в мещане. На момент проведения переписи Василию было 12 лет.

        Из ревизских сказок усматривается, что Василий родился в 1845 году. Указана данная дата в Википедии и некоторых других источниках. В книге «Жизнеописания почивших скитян. (Скитское кладбище в Оптиной пустыни) записано: «…, поступил 1 ноября 1866 г., 20 лет». Согласно этому источнику, год рождения Василия 1846. Для уточнения даты рождения Василия были изучены ряд метрических книг Николаевской церкви г. Ефремова.

         При просмотре метрической книги о родившихся Николаевской церкви г. Ефремова за 1845 год, запись о его рождении отсутствует. Нет записи о рождении в метрической книге и за 1844 год. Но за 1846 год имеется запись № 7 мужского пола в метрической книге о родившихся Николаевской церкви города Ефремова Тульской губернии. Василий родился 26 января 1846 года. Родители ефремовский 3-й гильдии купеческий сын Иван Петрович Клюкин и законная жена его Мария Федотовна, оба православные. Крещен 26 января 1846 года причтом Николаевской церкви: протоирей Андрей Флиоров, с диаконом Василием Ляпидевским, дьячком Прокопием Погожевым и пономарем Иваном Каменским. Восприемники: Ефремовский 3-й гильдии купеческий сын Захарий Спиридонович Юрцев и жена Ефремовского 3-й гильдии купца Надежда Петровна Шарова. Исходя из данного документа, дата рождения Клюкина Василия Ивановича, будущего схиархимандрита Ксенофонта 26 января 1846 года.

         Совершать православные таинства семья Ивана Петровича Клюкина продолжала в Никольской церкви города Ефремова. Церковь располагалась на ул. Площадной (в настоящее время ул. Комсомольская). В исповедальной ведомости церкви 1862 года записана семья мещанина Ивана Петровича Клюкина с женой и двумя сыновьями. Но в исповедальной ведомости 1864 года семья Клюкиных числится уже как купеческая. Значит Иван Петрович занимается предпринимательством, уплачивает гильдейские сборы, и семья переведена в купеческое сословие.

       Семью Клюкина Ивана Петровича покидает младший сын Василий. Он не продолжает дело отца, а уходит в монастырь Оптина Пустынь. В монастырь Василий поступил 1 ноября 1866 года. Причина побудившая его уйти в Оптину Пустынь настоящим исследованием не выявлена. Но одной из главных причин ухода в монастыри, являлась неудовлетворенность мирской жизнью. Василий Иванович Клюкин был определен в число братства Оптиной Пустыни 13 октября 1869 года. Придя в монастырь, Василий Иванович Клюкин – отец Ксенофонт, посвящает свою жизнь служению Богу.

                                                                                                                                                                         Валентин Огнев

Использованы источники Тульского государственного архива

1. ф. 3 оп. 1 дд. 241, 243

2. ф. 3 оп. 15 дд. 697,703, 709

3. ф. 90 оп. 1Т4 д. 3264

4. ф. 90 оп. 1Т4 д. 4118

5. ф. 90 оп. 1Т7 д. 6278

6. ф. 368 оп. 1 д. 47

7. ф. 369 оп. 1 д. 29

8. ф. 370 оп. 1 д. 25

9. ф. 371 оп. 1 д. 32

10. ф. 373 оп. 1 д. 13

11. ф.1770 оп. 1 д. 481

Литература.

1.Насельники Оптиной пустыни XVII-XX веков: биографический справочник /сос., вступ. Статья иером. Платона (Рожкова). – Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь,2017-808с.

2. Схиархимандрит Ксенофонт (Клюкин)," гл. III "Подвижники благочестия оптиной пустыни," Иулиания (Самсонова), мон., сост., Оптинский патерик, Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2006.

3. Жизнеописания почивших скитян. (Скитское кладбище в Оптиной Пустыни). – Введенский ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь, 2010. – 272 с.

4. Областные церковно-краеведческие чтения при Тульской Духовной семинарии: Сборник статей: Вып. 3 /Ред.-сост. М.А. Михалёва. – Тула: Аквариус, 2015. – 80 стр.

 

Joomla