1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
  • Баннер

Это нельзя забыть

        29 октября 1941 года … 17 декабря 1941 года. Это трагические дни для жителей Щекинского края. За это время город превратился в руины, а сельская местность в выжженный пустырь от сожженных деревень. Сколько горя и слез пережито за это хотя и в незначительное время!  (Далее - жми подробнее).

 

      В городе Щёкино фашисты разрушили промышленные предприятия (Кислотоупор, керамический, кирпичный заводы), поликлинику, родильный дом, здания детских садов и яслей, клуб, баню, прачечную, типографию, магазины. Было взорвано 42 жилых дома, сожжено 29.

      Немецкими захватчиками было отобрано у колхозников 1144 лошади, 511 коров, 105 телят, 2039 овец, 170 свиней, 18316 птиц и многочисленное количество другого имущества, теплой одежды и белья. Для перевозки солдат, военного имущества у населения и в колхозах было также забрано 267 телег, 842 саней. Но было отобрано и большое количество сельскохозяйственной продукции: ржи – 4 816 центнеров, овса – 3 880 центнеров, пшеницы – 782 центнера, картофеля –  13 164 центнера, сена – 18 873 центнера.

        В районе было взорвано и сожжено 717 домов, надворных построек – 931, а на месте 21 деревни остались пепелища. Было разрушено 15 школ, правлений колхозов – 7, скотных дворов – 30, изб-читален – 8, красных уголков – 3, помещений сельских советов  - 5, прочих строений (кузниц, мельниц и т. д.) – 42. Колоссальный ущерб и невосполнимые потери фашисты нанесли музею-усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна».

       На 1941 год в районе действовали 7 шахт и 4 шахты строились. Отступающими фашистами все они были разрушены и выведены из строя.

       Всюду, где только вступала поганая нога варвара, устанавливался невыносимый режим крови и террора, мучительных пыток, зверских убийств.

     Фашистами было замучено и убито по району более 150 человек. В своем рассказе мы не включаем данные Крапивенского района, современный Щекинский район был разделен на два района – Щекинский и Крапивенский. О всех расстрелах, издевательствах, грабежах в нашей небольшой информации не сможем рассказать, но остановимся на отдельных фактах.

       Вот что рассказывала жительница г. Щекино Иванова Анна Эдуардовна. 15 ноября 1941 года в 10 часов утра предатель Прудников из дома увел ее сына семнадцатилетнего Игоря к военному коменданту. Она пошла вместе с ними. Первоначально допрашивали ее. С ней грубо обращались, а когда закончили допрос, то вытолкнули из двери, и она скатилась вниз по лестнице. После стали допрашивать ее сына Игоря. В 12 часов дня избитого  Игоря вывели из кабинета и повели по направлению к лесу. Заведя в лес, Игоря расстреляли. Из рассказа матери Иванова Игоря, видим, что над ее несовершеннолетним сыном немцы первоначально издевались, а потом расстреляли.

       А вот как описывает последние дни жизни парторга шахты № 18 Царькова Н. Г. секретарь Щекинского РК ВКП(б) Бобренев. «Во время наступления фашисткой армии на город Тулу, он был включен в диверсионную группу и с группой товарищей направлялся в тыл врага. В городе Черни все товарищи встретились с немецкими танками. Части товарищей и в том числе т. Царькову удалось уйти из лап фашистов. Направляясь к городу Туле тов. Царьков, как и другие товарищи пробирались стороной от шоссейной дороги. По пути он зашел на свою шахту и по рассказам очевидцев зашел в дом одного рабочего, чтобы попросить покушать. Вскоре после его прихода в указанный дом, о нем узнали гестаповцы и арестовали его, связав ему руки, увезли его. По словам местных жителей, он был повешен в районе шахты».

      Фашисты расстреляли помощника главного инженера шахты № 6 жителя д. Грецовка Д. П. Чадаева. За повреждение телефонного провода был расстрелян житель этой деревни пионер Петя Чадаев. Захватчиками была замучена семья коммуниста Ситникова.

       Имели факты массовых расстрелов. Из докладной записки секретарю ОК ВКП/б/ по пропаганде и агитации тов. Боткину мы узнаем, что «Этот случай произошел на территории Лапотковского с/совета в деревне Лукино. После того как немцы заняли эту деревню, вскоре сюда пришел отряд гестаповцев. Гестаповцы собрали всех жителей и приказали всем не живущим в деревне, т. е. не местным жителям отойти в сторону. 12 человек по приказанию отошли в сторону. Это были эвакуированные из другого района. Гестаповцы взяли этих людей и начали зверски над ними издеваться, мучить. Отрезали уши, нос, груди /в том числе были женщины/. А после всех этих мучений их расстреляли. …».

       Ознакомимся еще с одним документом, рассказывающим  о грабежах и зверствах фашистов. В стенограмме беседы с председателем колхоза «им. Буденного» /деревня Соломасово/, Мясоедовского сельсовета, Щекинского района Пелагеей Васильевной Колобаевой от 3 апреля 1942 года говорится: «… Что я видела на своих глазах? Пошли они по домам, стали обирать у колхозников картошку, хлеб, масло. Кур сшибают. Их офицеры идут и палкой сшибают, кур берут и жарят. Овец тащили. Потом уже стали за коров браться. Но коров, правда, в нашей деревне они ни одной не взяли. Вели из соседних деревень. Они выбирали по упитанности. Приходят, осмотрят и, если она худая, то, значит, не берут. Выбирали пожирнее каких. …». В своем рассказе Колобаева также пояснила, что немецкие солдаты отбирали и хорошие вещи: деревенские шубы, юбки женские. Забирали даже детские куклы, рубашки, чулочки.

       Также Пелагея Васильевна остановилась на фактах злодеяний при отступлении немецких войск. «Потом утром, часов в 10 утра они все выехали, сели в машины и поехали. А несколько машин осталось. Потом смотрим, загорелась деревня. Они в каждый дом заходят, народ выгоняют из домов, выбивают винтовками, бензином поливают и зажигают. И так сожгли 6 деревень, 50 домов, колхозные постройки сожгли, корма, все вчистую. Кто пытался заливать, они били из автоматов. Я тоже попыталась свой дом залить, они вдарили, но в меня не попали, вверх выстрелили. Дом облили бензином. Хлеб у меня был спрятан, заложен сеном. Хлеба одного 50 пудов сгорело, картошка, капуста, все добро, ничего не вытащила, все сгорело. И так выгоняли из всех 6 деревень и ждали, пока все прогорит до одного дома. Какие плохо дома горели, они взрывали. Дождались, пока прогорит, и уехали. И так сгорело 46 домов, школа, колхозная конюшня, амбар, около 5 центнеров ржи было засыпано. Превратили деревню в пустыню, ничего не осталось. Там сейчас колхозники поразъехались, жить негде. Некоторые остались, в землянках живут. Мы живем 4 дома. После оборудовали потолок и живем по 5 семей …». Длительное время 2 пожилые женщины в деревне Соломасово проживали в шалаше, в последствии им была найдена квартира.

      14 декабря 1941 года немцы при отступлении полностью сожгли деревню Малая Кожуховка. Сгорело 23 дома со всеми хозяйственными постройками. Престарелая больная женщина Кузнецова Александра Ивановна просила сжалиться над ней и не жечь ее дом. Немецкие солдаты ее избили, а дом подожгли. Больная с трудом выползла из хаты на улицу и избитая, обожженная, запуганная умерла на снегу. Муж ее Кузнецов Андрей Ермилович тоже был жестоко избит. Подвергался избиению с сыном Абрамов Яков Порфирьевич. А Абрамов Алексей Иванович и Никитин Петр Федорович во время оккупации деревни были остановлены на улице немецкими солдатами, и они солдаты мародеры сняли с них валенки.

        При отступлении фашисты уничтожали и животных. В колхозе «Карл Маркс» они закрыли конный двор с находившимся там лошадьми и подожги. Но колхозницы Блохина и Семина невзирая на опасность смогли открыть ворота конюшни и скрылись. Тогда немецкие солдаты стали расстреливать выбежавших лошадей, забрасывать их гранатами. В результате варварских действий фашистов погибло 56 лошадей.

       Продолжим свой рассказ о том как действовали немецкие оккупанты в других населенных пунктах Щекинского района.

Обратимся к заявлению колхозницы колхоза «Путь Ильича» Яснополянского сельсовета Власовой Натальи Дмитриевны от 8 июня 1943 года. В заявлении она указывает: «… 13 ноября взорвалась немецкая машина, которая стояла недалеко от нашего дома. Начали искать виновных. 14 ноября утром немцы собрали всех мужчин, в том числе и моих двух сыновей: Леонида и Николая. Леонида и всех остальных колхозников отпустили, а Николая повесили, потому что сочли его за партизана, так как он пришел из другой деревни». Указанный факт подтверждала и Михеева Марфа Сергеевна: «14 ноября у нас повесили двух колхозников. Один из нашей деревни, а другой из Волохово. Висели они против моего дома трое суток. Один из них Власов Николай Иванович 1911 г. рождения и второй – Алдохин Алексей Иванович 1919 г. рождения».

      Приведу еще несколько фактов расстрела, зверских избиений жителей Щекинского района. В колхозе «им. Ленина» Щекинского сельсовета был расстрелян Андреев Н. Ф. за оружие. В колхозе «Путь Ленина» Мостовского сельсовета немецкими солдатами был повешен Русанов Егор Семенович, а Дорошенко Павел Александрович убит. В Троснянском сельском совете на глазах жителей было расстреляно 4 человека, 2 красноармейца, при чем один был расстрелян за то, что не дал снять галоши. Во время оккупации колхоза «Горняк» Огаревского исполкома немцы расстреляли колхозника Трусова. Фашисты постоянно издевались над мирным населением. Немецкие бандиты запрягали в сани колхозников. Так под угрозой оружия, немцы запрягли Макутчева В. В. и заставили его везти до шахты 9 на расстоянии 2 км одного немца. А в колхозе «Путь к социализму» Троснянского сельсовета колхозницу Романову с тремя детьми фашисты выгнали ночью из дома на мороз за то, что у нее плакал ребенок.

       Хочется остановится и на других фактах мародерства немецкими солдатами. У жительницы Яснополянского сельсовета Печниковой фашисты взяли 3 одеяла, шерстяную юбку, детскую рубашку, варежки. Отбирали все, что находили в помещениях: и детское белье, и нижнее женское белье, и постельное белье, и продукты. Две пары детских комбинаций, две дамские сорочки, две пары женских рейтуз, 10 половиков были отобраны у Кузюковой Прасковьи Леонтьевны жительницы колхоза «им Хрущева» Троснянского сельсовета. Немецко-фашистскими солдатами были обобраны и другие местные крестьяне. В семье Зайцева Николая Григорьевича были забраны платье девочки, женская блузка, 5 наволочек, у Авизовой Александры отняли шелковый платок.

      Выше сказано, что немецкие солдаты отбирали у населения продукты, домашнюю птицу, домашних животных, скот. Это коснулось всех жителей населенных пунктов Щекинского района. Так у всех 56 семей деревни Подываньково было что-то отобрано: у Филимонова – 2 овцы, свинья, 10 кур, 5 гусей, у Матюхина – корова, 2 овцы, 10 кур, у Максимовой – корова, овца, 7 кур. Можно и далее перечислять злодеяния фашистов. Их множество. Все документы, свидетельствующие о этих злодеяниях, хранятся в Тульском государственном и Щекинском архивах. Читая источники, понимаешь, что такое фашизм. Злодеяниям фашистов нет срока давности. А мы должны не допустить прихода фашизма, чтобы над нами было мирное небо.

                                   (В цитируемых материалах сохранена оригинальная орфография и оригинальный синтаксис).

                                                                                                       Лауреат всероссийской литературной премии «Левша» имени Н. С. Лескова                                                                                                                            краевед Валентин Михайлович Огнев. 2024 год.

                             Источники:

ГАТО ф. Р-2515 оп. 1 д. 138

ГАТО ф. Р-2515 оп. 1 д. 151

ГАТО ф. Р-2515 оп. 2 д.1

ГАТО ф. Р-2515 оп. 2 д. 6

ГАТО ф. Р-2515 оп. 2 д. 26

ГАТО ф. П-65 оп. 1 д. 177

МКУ «Архив Щекинского района»   ф. 1 оп. 1 д. 16

https://pobeda71.ru/archive/?PAGEN_1=10 ГАТО ф. Р-2515 оп. 1 д. 19

 

Joomla